На грузовом судне «Григорий Ловцов», которое перевернулось у берегов Сахалина на прошлой неделе, было четыре моряка из Приморского края. Трое из них погибли, их тела нашли в море и на берегу. Один – из Владивостока – в момент катастрофы стоял на вахте, успел заметить крен и смог спастись.
«Григорий Ловцов» принадлежит ООО «Антракс», компания зарегистрирована во Владивостоке, однако по её юридическому адресу находится другая организация, а телефоны не отвечают. По контракту судно должно было перевезти цемент, песок и бетономешалку из порта Корсаков в село Таранай Сахалинской области.
18 октября в заливе Анива грузовоз перевернулся. На борту находилось 8 человек, 3 из них спаслись, 3 нашли мёртвыми, 2 пропали без вести. Как сообщили редакции Новостей VL.ru в телеграм-сообществе «Моряки РФ», все трое погибших – приморцы. Тело одного обнаружили в воде, двух других вынесло на берег. Из тех, кому удалось спастись, один – Иван, житель Владивостока. Он был на вахте, и когда судно начало крениться, успел убежать на противоположный наклону борт.
«Он как бочка начал вращаться. Я от киля оттолкнулся, прыгнул в воду. Думаю, если он пойдёт на дно, меня воронкой утащит. Я сначала от него отплыл, смотрю, он вроде как плот встал, перевернулся килем кверху. Тогда я уже начал к нему плыть. Плыл минут 15 <...> стал за него цепляться, но не могу, ракушка, он же круглый. Я его весь оплыл, подплыл к корме, там уже зацепился. С горем пополам выбрался», – рассказал Иван в голосовом сообщении, которое потом разошлось как история спасения.
В день крушения была плохая погода – ветер около 11-12 м/с, волна около 2 метров, однако капитан принял решение выйти в море. Спустя два часа он поменял курс, направился в Корсаков, но при входе в порт судно перевернулось. Возбуждено уголовное дело по ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта), идёт расследование, причины катастрофы устанавливаются. Правоохранительные органы ещё не озвучивали предварительных версий.
«Григорий Ловцов» – паром японской постройки. Соответственно, балласт – топливо и вода. Без них остойчивости у них нет. На борту топлива 8 тонн, воды пресной 10 тонн. По полной должно быть 60 тонн, – объяснили Новостям VL.ru в сообществе моряков. – Балластные танки находятся в корме, по информации от экипажа, тоже пустые. Груз – цемент, песок 98 тонн и машина-бетономешалка. Трюма как такового нет. Поэтому всё на палубе. Почему-то капитан дал распоряжение груз размещать не от фальшборта до борта, а оставить проходы по метру от фальшбортов и между грузом. По информации, песок и цемент в больших мешках (биг-бэг. – Прим. ред.). Машина как была закреплена, выяснится следствием».
Рядом с пострадавшими было судно, которое могло помочь, но его экипаж по какой-то причине не сбросил ни спасательных кругов, ни штормтрапа, а только смотрел и снимал. Моряки говорят, что неподалёку дежурило спасательное судно со скоростным катером на борту и обученной командой, но разрешение на снятие с якоря ему согласовывали больше 40 минут. Пограничники тоже не принимали участия в спасении. А вертолёты подняли только на следующий день.
На помощь поспешили только буксиры, которые были дальше всех. Моряки пробыли в холодной воде около 15-20 минут. Температура воды в тот день была около 13 градусов. Людей от переохлаждения буквально скрючило судорогами, двоих – капитана и водителя бетоносмесителя – унесло в море.