Новости Владивосток

«Экспорт для агросектора – вопрос выживания»: на ВЭФ обсудили, почему Дальний Восток производит так мало мяса, молока и овощей

Агросектор Дальнего Востока получает в этом году мощный импульс – сюда приходят федеральные игроки, запускают льготное кредитование и дают меры поддержки. Но промышленники разводят руками и говорят, что в данном случае им не хватает не столько денег, сколько самих потребителей – в регионе проживает очень мало людей. С экспортом тоже не просто. Часть рынков сейчас закрыта в принципе, а открытые рынки готовы потреблять не всё.

Группа Х5 зашла на Дальний Восток сразу с двух сторон – купили сеть магазинов в Иркутской области, Бурятии и Забайкальском крае, затем открыли офис в Приморье, чтобы развивать уже восточное направление компании. Согласны с тем, что федеральная сеть может стать драйвером роста для местных производителей и в банковском секторе.

«Мы считаем, что появление сетевого ретейла в ДФО будет иметь взрывной характер для инвестиций в агропромышленный комплекс, но в целом регион сейчас является одним из самых отстающих по уровню развития ретейла, – говорит начальник управления отраслевой и технологической экспертизы Россельхозбанка Дмитрий Жиляков. – На тысячу человек приходится всего 178 квадратных метров современной торговой площади. При этом в ДФО уровень оборотной торговли на душу населения выше среднего по стране, то есть уровень доходов в регионе, уровень трат на продукты питания выше. При этом средняя доля по стране современных форматов торговых сетей сильно отстаёт по макрорегиону от среднего по стране. Это говорит о том, что у людей есть возможность покупать товары, но при этом уровень предложения недостаточный. Хабаровский край является лидером по уровню развития ретейла. И вот смотрите – формат гипермаркетов по стране в целом стагнирующий. Мы закрыли свою сеть «Карусель». «Ашан» и «Лента» от формата гипермаркетов отказываются, потребительские предпочтения изменятся. А вот как раз в Хабаровском крае это основной драйвер развития ретейла. Мы можем предполагать, что со временем здесь в ДФО люди тоже прочувствуют удобства магазинов у дома, и гипермаркеты будут стагнировать и сокращаться».

57% покупателей, согласно исследованию, считают ключевым фактором в выборе магазинов наличие в них продукции категории Fresh. Это почти 50% оборота магазинов. В группу входят молочные товары, молочные продукты, мясные продукты, овощи и фрукты. Это продукты с коротким сроком хранения. Ближайший к ДФО регион, где такая группа производится в достаточном количестве, – это Новосибирск, 4 тысячи километров. Для «фреша» они непреодолимы, поэтому продукция должна производиться в логистической доступности от центра сбыта.

В среднем ДФО обеспечен свежим молоком на 40% (среднее по России – 87%). По овощам на 20%, причём если смотреть отдельные категории, то помидоры составляют 20% обеспеченности, огурцы 62%. Мясом Дальний Восток обеспечен на 63%.

Для того, чтобы изменить положение вещей, предполагается открыть два агрокластера. Один – в Иркутске, потому что он логистически связан с Бурятией и Забайкальем, там достаточно большое население и можно создать синергию с Сибирским регионом, где есть тепличные комплексы по производству овощей. Другой кластер – в восточной части. Это Амурская область, Хабаровский край, Приморский край. В части молочного животноводства и производства молочных продуктов такая же логика. Привлечь в развитие молочного животноводства в регионе можно до 8 млрд рублей, чтобы производить достаточно продукции категории Fresh. Это строительство комплекса на 12 тысяч голов дойного стада и, соответственно, модернизация перерабатывающих мощностей.

По охлаждённому мясу в ДФО тоже ограниченное предложение местной продукции. Можно расширить производство мяса бройлеров на 30-50 тысяч тонн, разводить не менее 10 тысяч тонн индейки, плюс мясной скот. На это потребуется ещё 2 млрд рублей.

Также в РСХБ считают, что у региона есть большой потенциал по расширению перерабатывающих мощностей, уже вне ретейла. Это касается в целом создания условий для развития АПК, потому что в животноводстве необходима кормовая база, плюс в макрорегионе есть собственный потенциал по увеличению переработки сои и экспорта уже не соевых бобов, а продуктов переработки и так далее.

«Поэтому если подытоживать суммарно, мы считаем, что инвестиционные проекты, которые в первую очередь инициируются запуском сети Х5 в ДФО общим объёмом 108 млрд рублей инвестиций. Лидером по привлечению здесь может стать Приморье с 53 млрд рублей, Республика Бурятия – 27 млрд рублей, Амурская область – 17 млрд рублей. Приглашаю всех поучаствовать в этом», – подытожил Дмитрий Жиляков.

«Полгода мы здесь на Дальнем Востоке работаем, – говорит Екатерина Гаврилова, руководитель офиса по взаимодействию с органами власти X5 Group Дальний Восток. – До конца этого года будет открыто 150 магазинов на Приморский и Хабаровский края. В дальнейшем планируем открытие в Хабаровске большого распределительного центра. С него будет осуществляться снабжение магазинов. Это будет мультитемпературный оптово-распределительный центр, который позволит обеспечивать хранение и овощей, и доставленных продуктов. Строительство его завершится в 3-м квартале 2025 года. Вот тогда можно будет говорить о более серьёзном расширении на Дальнем Востоке. Без такого ОРЦ это сделать сложно. Мы изучали потребительские особенности Дальнего Востока, выявили, что 88% дальневосточников привыкли и любят свои местные сетевые форматы, которые здесь уже развиты и в принципе основные потребительские потребности удовлетворяют. Вызова нет в этом смысле. 35% ходят на ярмарки и на рынки, там покупают продукцию и тоже предпочитают этот формат. Ещё 30%, можно было выбрать несколько вариантов, предпочитают несетевые форматы, то есть совершают покупки ежедневно в нескольких точках. Здесь берут хлеб, тут яйцо, там заморозку и так далее. Нам это было интересно, чтобы отстроить свой формат, торговую сеть «Пятёрочка». У нас в магазинах покупатель сразу сталкивается с «фрешем», и это для нас лицо и главная задача. В первую очередь мы занялись контрактами и поиском местных производителей, потому что не обеспечишь, не привезёшь «ультра фреш» и «фреш» из Сибири из Красноярска в нужном объёме. На данный момент количество местных поставщиков небольшое, всего 15% от всего ассортимента. Нам очень хочется расширить этот процент, наша цель 40%, тогда мы сможем закрыть потребность. Но, к сожалению, пока не все готовы предоставить объём, даже несмотря на то, что у нас сегодня всего 46 магазинов».

Сейчас группа проводит переговоры с сахалинскими агрокомплексами, где есть агропарки, тепличные хозяйства и амбиции. Также в Хабаровске будет строиться агропарк к 2025 году. На него рассчитывают как раз для того, чтобы заключать прямые контракты с фермерами. В Приморье тоже развиваются тепличные хозяйства, но объёмов всё ещё мало.

Вторая тенденция – это опрос по готовности покупать азиатские продукты (овощи) или всё-таки лучше местные производители? 27% опрошенных в возрасте 35-50 лет готовы покупать отечественную продукцию, даже если она будет стоить немножко дороже. 35% готовы покупать российские овощи, но только при условии, если их цена будет такая же, как у азиатских. Вот это потребительский патриотизм. С возрастом молодёжь выбирает цену, чтобы оставаться жить здесь и работать на Дальнем Востоке.

Предложение и аналитика заинтересовали, кажется, вице-президента ГК «Экокультура» Валерия Мирошкина. Это самый крупный комбинат по выращиванию тепличных овощей, находится в Ленобласти. В принципе компания готова прийти на Дальний Восток, но первый же вопрос – цена энергоресурсов (это, напомним, стало одной из причин разорения Суражевских теплиц в Приморье). В «Экокультура» просчитывают экономику проекта и в теории готовы заходить.

Директор по направлению сельского хозяйства АО «КРДВ» Абдуразак Разаков напомнил о существовании в регионе преференциальных режимов с налоговыми льготами и комплексным сопровождением. Есть и уникальные преференции для сельхозтоваропроизводителей. Инвесторы, реализующие проекты в тепличном комплексе, могут получить 20% возмещения от капитальных затрат. Эта мера поддержки реализуется только на Дальнем Востоке. Также сюда распространяются все меры поддержки Минсельхоза. Некоторые регионы, как, например, Амурская область, ещё реализуют собственные меры поддержки.

На бумаге всё, конечно, хорошо, но реальный сектор сталкивается с проблемами. Например, Степан Инюточкин из ГК «Таргет Агро» (производство растительного масла, переработка сои) говорит, что смогли выйти на экспорт – Китай, Южная Корея и Вьетнам. Пока, говорит, местные производители не научились себя продавать, нет внятного брендинга. Приход федеральной сети, даже если он поддерживает местного производителя, это всё-таки непростой контракт. Нужно соблюдать стандартизацию, штрихкодирование, ценовую политику и так далее. Екатерина Гаврилова согласилась, что эта процедура затягивает процесс и, может, некоторых производителей отпугивает. Но в конечном итоге она должна подтянуться в рынок.

Владимир Рубахин, глава ГК «Агротек», обозначил вообще основную проблему, пожалуй, почти всех проектов на Дальнем Востоке – здесь просто нет людей, зато расстояния огромные.

«У нас сложная логистика, в том числе межрегиональная. Вот в КРДВ знают, у нас не далее как в прошлом году был круглый стол, мы, в общем, сошлись на мнении, что глобальные проекты возможны на Дальнем Востоке, но они носят региональный характер. Надо выявить точки региональной специализации – где бы это могло быть? Мы можем индейководство в каждом регионе развить, но, наверное, это будут потерянные деньги. Нужно переходить к территориальному планированию, нужно прорабатывать логистические коридоры. Вот эти самые центры подготовки и обработки товаров, которые нам нужны, строить. Вы сами понимаете, что высший разум с этим не справится. Нужно делать планирование на уровне региона. Нужна своя программа развития агропромышленного комплекса Дальнего Востока. Она иная. Она не похожа ни на какую другую программу, существующую сегодня в Минсельхозе. При всём уважении, мы за ней не успеваем. Пример: включается программа, федеральные игроки насыщают рынок за 5 лет с учётом малости населения и удалённости. Минсельхоз закрывает программу или существенно ужесточает вход в неё. А в это время только поднимается Дальний Восток. Я на себе это испытал», – говорит промышленник.

Камчатский мясокомплекс группы сейчас закрывает потребности региона, но как производители, «Агротек» столкнулся с тем, что люди всё ещё предпочитают ходить на рынок, выбирать нефасованные продукты, «каждый кусочек мяса осмотреть, чтобы с ним немного поговорили ещё». Гаврилова согласилась с этим мнением и сказала, что для «Пятёрочки» сейчас закупают шкафы, где будут реализовать как раз такой продукт – просто рубленое мясо, без упаковки. И это будет чисто дальневосточная история, в центральных регионах пока её вводить не планируют.

Логистика, конечно, тоже суперсложная. Простой пример, продолжает Рубахин, что нет зернового терминала во Владивостоке. Зерно для свиней закупают в Красноярске за 25 рублей. При доставке на Камчатку оно стоило уже втрое дороже. Если говорить про региональную специализацию, то зерно здесь выращивается. Дополнительное хозяйство открыли в Приморье, в Черниговке – выращивают сою и кукурузу. Поэтому зерновой комплекс был бы огромным подспорьем не только для Камчатки, а также для Магадана, например, или для Чукотки, где население фрагментировано. Да и вообще на Дальнем Востоке просто мало людей.

«У нас дальневосточный предприниматель строит на всю жизнь, он не ждёт окупаемости от своих проектов. Это в принципе не окупается. Есть задача – работать. Просто, чтоб было нормальное рабочее место, и люди были заняты. Вот такая у нас история. Тут, кстати, ещё банковый вопрос, как мы натягиваем сроки окупаемости по Дальнему Востоку. Мы всегда обманываем, мягко говоря, что окупаемость 8 лет, а на самом деле 15. А мы берём кредит на 8», – выдал ещё один «сельскохозяйственный секрет» региона Рубахин.

Всех производителей к себе позвал министр сельского хозяйства Забайкальского края Денис Бочкарёв. Говорит, что Забайкалье – очень недооценённый регион, есть 1,6 млн гектаров территорий для посевов, а обрабатывается только 300 тысяч. В этом году производители готовы там открывать зерновой терминал.

В Приморье успешная история – это комплекс «Ратимир». По словам директора «Ратимира» Алексея Ткачёва, они высоко оценивают инвестиционную привлекательность агросектора и активно развивают данное направление. Так, в 2019 году по просьбе губернатора компания взяла под крыло «Михайловский бройлер», сейчас утроили объём производства и планируем обеспечить продовольственную безопасность региона по производству мяса птицы на уровне 50%, это порядка 35 тысяч тонн к 2026 году. Также обеспечивают продовольственную безопасность по свинине – совместно с «Русагро» они полностью закрывают потребность региона в этом мясе.

«Мы открыли 97 магазинов фирменных своей розничной сети, в которых 90% выручки – это наша продукция, – говорит Ткачёв. – И как раз да, трафикообразующим товаром для сети является охлаждённое мясо свинины и птицы, потому что потребитель приходит в магазин за дешёвым белком. А также, понятно, фрукты и овощи. И данное направление мы также будем развивать. Кроме этого, если посмотреть динамику, то видно, что потребитель постепенно переходит с замороженного мяса к охлаждённому. И, конечно же, как раз с появлением цивилизованного подхода к рознице, с приходом крупных федеральных игроков мы ожидаем, что данное потребление будет только расти. Но что это даст для местного производителя? Конечно же, произойдёт усиление конкуренции, потому что, насколько я знаю, около 50% полки занимают производители других регионов по федеральным контрактам. Это другой уровень сервиса, мы должны научиться его обеспечивать. Нужны существенные инвестиции, потому что подходы уже другие».

Как ни странно, рыба тоже относится к агросектору. И эту отрасль представлял на сессии генеральный директор «Южморрыбфлота» ГК «Доброфлот» Александр Ефремов. Здесь инвестиции измеряются сотнями млрд рублей, а правительство очень жёстко контролирует, что строить и в какие сроки. Главная цель сейчас – это глубокая переработка рыбопродукции до конечного потребителя. В этих условиях рыбопромышленники хотели бы отвязаться от ставки ЦБ, а также жёстче контролировать качество поставляемой в ретейл продукции. Случаи контрафакта той же сайры имели место совсем недавно. Короче – фиксированная ставка на долгосрочные инвестиции и контроль качества ретейла.

Очень необычный кейс представил министр сельского хозяйства Амурской области Олег Турков. В регионе по решению губернатора действует прямой запрет на наём иностранной рабочей силы и существенное ограничение приёма на работу по патентам. Это сильно удивило собравшихся. Но, говорит министр, никто не закрылся – все нормально работают.

«Почему? Потому что мы считаем, что если это всё в регионе происходит, то вымывается, выхолащивается рабочая сила сельская. Та, которая есть и которая готова работать в Амурской области. Ни одно предприятие не остановилось, ни один гектар земли не брошен, все земли введены в оборот. В общем, вот у нас такая вот стратегия, мы полностью её поддерживаем и всем инвесторам про это говорим», – сказал Олег Турков.

Амурская область обеспечена молоком в полном объёме, картофелем, мясом птицы, переработкой соевых и зерновых культур. Есть проблемы с овощами закрытого грунта и открытого. Со своей стороны, он хотел бы видеть больше агрегаторов по работе с фермерами, которые бы помогали вывозить продукцию на экспорт. Потому что людей на Дальнем Востоке мало, и продажа продукции за рубеж – вопрос выживания и маржинальности бизнеса. А «что фермеры на самом деле везде плохо делают – так это упаковывают продукт».

В Хабаровске ООО «Мясооптторг» закрывает потребность региона в охлаждённом мясе на 40%. Есть у них своя небольшая розничная сеть, около 50 магазинов. Вместе с другими компаниями в принципе закрывают потребность в мясе целиком. Приобрели в Республике Бурятия мясоперерабатывающее предприятие, покупают у фермеров живой скот, забивают и везут в Хабаровск машинами, там перерабатывают и продают через свои каналы сбыта. Планируют открывать животноводческий комплекс в ТОР «Бурятия» с суммой инвестиций в 28 млрд рублей на 8-10 лет в зависимости от количества КРС. В планах производства по 2000 тонн в год. Генеральный директор компании согласился с тезисом про продажи открытого мяса, чтобы «потрогать, понюхать», но понадеялся, что через пару лет дальневосточники тоже привыкнут к красивой современной упаковке.

В финале сессии Степан Инюточкин пригласил производителей не пропускать бизнес-сессии за рубежом. В первых числах октября при поддержке Минсельхоза российские промышленники могут поехать на выставку в Гонконг. Стенды бесплатные, главное – долететь. Там, по мнению бизнесмена, можно узнать своего клиента и понять, почему же российская продукция при всех своих привлекательных качествах находит так мало отклика за рубежом.


Обсудить в Telegram
Пришлите свою новость
Полная версия сайта