Остров Рейнеке для жителей нашего города в первую очередь ассоциируется с летним отдыхом и тусовками у моря. Каждое лето сюда приезжают отдохнуть на побережье сотни людей, в то время как постоянно проживают в небольшом посёлке лишь пара десятков человек. Есть на нём и несколько достопримечательностей: ветряк, старый ржавый трофейный ледокол «Пересвет», Красные скалы. На мысе над останками корабля располагается один из ЦУПов (целеуказательных постов) Ворошиловской батареи. А ещё тут служил второстатейный старшина (это младший сержант на сухопутном) Илья Лагутенко. Но вот вице-адмирала, кому не слишком обитаемый остров обязан своим странноватым для нашего уха именем, знают не все.
Михаил Францевич Рейнеке – в честь него остров был и назван упоминавшейся нами не раз уже экспедицией под руководством Василия Матвеевича Бабкина.
Будущий учёный и вице-адмирал родился осенью 1801 года в Лифляндской губернии Российской империи. Был Михаил Францевич седьмым, самым младшим ребёнком в семье, корни которой уходили на несколько веков назад в Польшу. Отец его, Франц Францевич Рейнеке, в своё время руководил Камчаткой и имел чин надворного советника, который являлся гражданским чином 7-го класса.
Первое образование Михаил Францевич получил дома. После чего был отправлен в 1812 году на учёбу в Петербург. В 1814-м Рейнеке поступает в Морской кадетский корпус. Это уже знакомое нам учебное заведение, через которое прошли многие люди, позже оставившие свои имена на карте Приморского края. Через год Рейнеке производят в гардемарины. Во время учёбы он знакомится с Павлом Степановичем Нахимовым, который тоже учится в этом корпусе, и в 1815 году становится гардемарином. Дружба, которая зародилась между двумя будущими адмиралами, сохранится на очень долгое время.
Спустя несколько лет, зимой 1818 года, Рейнеке заканчивает учёбу в корпусе и, сдав экзамены, производится в унтер-офицеры. При этом из почти восьми десятков выпускников Михаил Францевич был третьим по успехам в учёбе. Вскоре, той же зимой, производится в мичманы. Его направляют к первому месту службы в Кронштадт. Здесь Рейнеке поступает на службу в 3-й флотский экипаж, которым командовал капитан-командор Егор Павлович Гетцен. Рейнеке становится его адъютантом, пробудет на этой должности три года.
За первые годы службы Михаил Францевич принимает участие в плаваниях к берегам Франции. Совершает переход из Кронштадта до Архангельска и обратно. В составе экипажа брига «Келти», которым командовал лейтенант Дмитрий Алексеевич Демидов, принял участие в гидрографических работах на Белом море, во время которых проводились промеры глубин. Бриг тот, кстати, был некогда английским, но конфискованным.
Участие в работах Рейнеке принимал уже в чине лейтенанта. Во время этого периода службы Рейнеке знакомится с Фёдором Петровичем Литке, который в то время также занимался научными экспедициями, командуя бригом «Новая Земля». И вот, с подачи Литке, в 1825 году Рейнеке поручают командование одной из планируемых экспедиций.
В 1826 году экспедиция отправляется к берегам Лапландии. За время работы экспедицией была проведена детальная съёмка Мурманского побережья от границы с Норвегией, которая в то время состояла в унии со Швецией, до устья Колы. Помимо этого, были описаны побережья острова Кильдин, Кольского залива и полуострова Рыбачий. В этой экспедиции Рейнеке занимался не только гидрографической работой. Имея дела с местным населением, Михаил Францевич собрал большой массив информации о местных промыслах и их истории, а также о мореплавании местного населения.
Весной следующего года Иван Фёдорович Крузенштерн предлагает Рейнеке на должность начальника Беломорской экспедиции. Это предложение пускают в работу, и Михаил Францевич отправляется исследовать Белое море. В тот период под руководством Рейнеке оказались три судна: две шхуны, обозначавшиеся номерами 1 и 2, и бриг «Лапоминка». Шхуны прослужили до 1845 года, а бриг – до 1948-го. Все три судна после окончания своей службы были разобраны в Архангельске.
С 1827-го по 1832 год совершается шесть плаваний по просторам Белого моря. Результатом работ, которыми руководил Рейнеке, стало подробное описание побережья и островов, помимо этого, была проведена опись устья Северной Двины. При этом все работы были проведены на очень высоком уровне, и по их результатам Рейнеке получил чин капитан-лейтенанта.
В процессе исследований, в 1830 году, вышла книга «Описание города Колы и Российской Лапландии», написанная Михаилом Францевичем. Ну а результаты экспедиций стали базой для «Атласа Белого моря и Лапландского берега», к которому позднее вышел труд под названием «Гидрографическое описание северного берега России, составленное кап.-лейт. М. Рейнеке». Помимо этого, гидрографические, метеорологические и астрономические работы и исследования проводились совместно с магнитными измерениями. И вот эти данные позднее вошли в большую сводку данных геофизических исследований в России, которую составил академик Адольф Яковлевич Купфер. Также с подачи Рейнеке на побережье Белого моря были выбраны три места, на которых построили маяки.
Обработка материалов Беломорских экспедиций и работа над книгами, конечно, дело важное, тем не менее не им одним занимался Рейнеке после 1832 года. Так, в 1833-м он отправляется на Балтику, где его опять же ждали гидрографические работы. Встав на должность начальника этих работ, Михаил Францевич продолжил то, чем уже давно занимался.
На новом месте службы Рейнеке выстроил для себя достаточной простой и понятный режим деятельности. Полгода, с мая по октябрь, Михаил Францевич проводил на гидрографическом судне, занимаясь сбором данных. А вот с середины осени и всю зиму посвящал обработке и систематизации полученной в тёплый период информации.
В 1840 году Рейнеке получает чин капитана 1-го ранга. При этом тогда же в районе Синего моста через Обводной канал была нанесена метка, которая соответствовала среднему уровню воды Финского залива. Все дальнейшие исследования и измерения, проводившиеся после, подтвердили точность измерений Рейнеке, и Кронштадтский футшток корректировок так и не потребовал.
В 1845 году Рейнеке избирается в созданное Русское географическое общество. Это стало следствием опять же его научной деятельности. Таким образом, в очередной раз был отмечен его вклад в гидрографическую науку.
С 1850 года Михаил Францевич начинает всё меньше проводить времени на гидрографических судах. Причиной стало ухудшавшееся здоровье. В результате, по совету врачей, в 1853 году Рейнеке отправляется в Крым. Там ему довелось встретиться со своим другом, Павлом Степановичем Нахимовым, с которым они дружили со времён учёбы в Морском кадетском корпусе. Тогда Нахимов только вернулся после Синопского сражения. Последний раз два друга, носившие уже в тот момент адмиральские звания (Рейнеке был уже контр-адмиралом, а Нахимов – адмиралом), встретились в июне 1855 года. Вскоре Нахимов погиб на Малаховом кургане.
После этой встречи Михаил Францевич уезжает в Петербург, где в августе 1855 года производится в вице-адмиралы и назначается на должность начальника Гидрографического департамента. Помимо этого, получает должность инспектора Корпуса флотских штурманов и становится председателем Морского учёного комитета.
В 1857 году Рейнеке уходит с должности инспектора, но остаётся руководить Гидрографическим департаментом. Весной следующего года Михаил Францевич уезжает за границу на лечение. До середины весны Рейнеке путешествует по городам Германии. В этой поездке он и скончался – в апреле 1859 года во Франкфурте-на-Майне.
После себя Михаил Францевич оставил большое количество научных данных, книги и своё имя на карте России. Так что «адмиральских» островов и имён на карте, появившихся благодаря азартным, отчаянным и по-хорошему авантюрным людям, у нас много. Про часть мы рассказали, а остальное ещё впереди.