Несмотря на то, что улица Лазо является одной из самых коротких во Владивостоке – протяжённостью всего 313 метров, – она может многое рассказать об истории города. За время своего существования современная Лазо трижды меняла название – первоначально была Миссионерской, к юбилею переломной битвы Северной войны стала Полтавской, а в 1923 году окончательно сменила имя на знакомое нам сегодня. О длинной истории короткой улицы, которой буквально дышат расположенные здесь дома и монументы, владивостокцам рассказали в ходе особой экскурсии – её организовало Общество изучения Амурского края к своему 140-летию.
В четверг, 18 апреля, горожане встретились со своим гидом не у начала улицы, о которой пойдёт разговор, а в стороне от неё. В центре небольшого сквера у краевого академического театра имени Максима Горького расположен монумент Сергею Лазо – одному из лидеров революционного движения на Дальнем Востоке. Его фигура овеяна множеством мифов. Например, среди любителей истории до сих пор ведутся споры о том, как именно погиб молодой революционер: был ли он расстрелян интервентами в районе мыса Эгершельда или варварски сожжён в топке паровоза. Про сам памятник тоже существует городская легенда. Известно, что раньше на этом месте находился монумент адмиралу Василию Завойко, который советская власть сменила на своего героя. Но будто бы изменили его лишь частично, и постамент, вплоть до сапог, остался от прошлой скульптуры…
Вкратце ознакомившись с легендами и историями, окружающими наследие этого человека, можно поговорить и об истории городской улицы, которой досталось его имя.
Иоганн Лангелитье, Александровские классы и старинное надгробие
На сегодня, образуя перекрёсток с центральной Светланской, она круто уходит вверх, завершаясь сквером Муравьёва-Амурского. Земельные участки, расположившиеся на правой стороне улицы, в прошлом были в собственности у выходцев из Гамбурга – братьев Дикманов. У самого начала Миссионерской ими было затеяно строительство большого каменного дома (современное здание на Светланской, 57). Но вскоре землю выкупил другой немец, Иоганн Лангелитье, который и завершил возведение здания. В 1886 году он открыл здесь магазин и контору торгового дома «Иоганн Лангелитье и Ко» – в этом же здании расположились квартиры для служащих предприятия. А в 1895 году дом купила для себя городская управа. Здание было надстроено на этаж, в нём появились просторные читальные залы и библиотека. В 1933-м у дома появился и третий этаж, а в 2000-х годах – ещё два.
Чуть выше, на некогда Миссионерской, 4, были и торговые склады немецкого предпринимателя. Но позже, в 1886 году, здесь появились Александровские морские классы для мальчиков, где готовили специалистов торгового флота. Нынешний МГУ им. Невельского фактически является преемником данного учебного заведения. В настоящие дни в доме располагается интернат городской вспомогательной школы.
Другое напоминание о купце 1-й гильдии Лангелитье можно найти чуть выше по улице, во дворах многоквартирного жилого дома № 6. Некогда на этой территории проживал немец и его семья. Сегодня здесь, за гаражами, находится старое дерево, в корни которого «вросло» надгробие одного из сыновей Иоганна – Альфреда. Известно, что он был одним из управляющих в фирме Лангелитье и умер зимой 1913 года от брюшного тифа. Точно не известно, как надгробие оказалось здесь. Историки предполагают, что потомки забрали его с Покровского кладбища в 1930-е годы, когда то подверглось уничтожению. На гранитной плите можно ясно увидеть имя и годы жизни Альфреда Лангелитье. Надпись сделана на кириллице, но стилизована под немецкий готический шрифт.
Доходный дом, гостиница и исчезнувший дом № 9
Если же обратиться к левой стороне улицы, то в самом её начале можно увидеть большое здание с внутренним двором, его история также связана с немецким предпринимателем. Некогда это был доходный дом купца Готлиба Штейнбаха (современный адрес: Светланская, 55). Будучи представителем фирмы «Зингер», Готлиб украсил окна первого этажа швейными машинками. На первом этаже находились булочная и магазины, верхние этажи отводились под сдачу состоятельным представителям разных компаний. И сегодня, свернув в проулок у знания, можно увидеть множество различных офисов, а у самого дома на Светланской, 55 сохранился необычный для Владивостока «двор-колодец». Век назад в этом здании также имелся выставочный зал, где в 1919 году известный футурист Давид Бурлюк представил на суд публики единственное полотно – оно называлось «Моя любовь».
Пройдя чуть выше по улице Лазо, участники экскурсии останавливаются у дома № 3. С 1890 года здесь располагалась гостиница «Московское подворье», где в основном проживали выходцы из Европы. Именно в этом доме в ноябре 1920 года арестовали революционеров Сергея Лазо, Всеволода Сибирцева и Алексея Луцкого. С установлением советской власти, в 1923 году, здесь появляется первая в городе станция скорой помощи.
А современный дом № 9, чуть дальше по улице, получил свой адрес «по наследству» – от его предшественника остались лишь часть фундамента и кирпичной стены. В начале XX века здесь находилось Российское общество покровительства животным.
Могила графа и деревянное зодчество
Пройдя по нечётной стороне улицы Лазо, окажемся в сквере на крутом склоне сопки Орлиное Гнездо. Здесь находится памятник и могила графа Муравьёва-Амурского, прах которого перенесли во Владивосток из Парижа в 1990 году. Именно благодаря стараниям этого человека нынешняя территория Приморского края стала частью Российской империи.
Неподалёку от монумента, через дорогу, можно увидеть два деревянных частных дома – № 16 и 20. Нижний этаж построек выполнен из камня, как и у большинства зданий начала прошлого века. Каждый из домов украшен узорчатыми наличниками. Дом № 16 известен как памятник деревянного зодчества и в своё время принадлежал датскому консулу. В годы интервенции в цокольном этаже располагалась подпольная большевистская типография.
Подойдя к постройкам ближе, можно увидеть, что в их дворах открывается небольшой квартал других малоэтажных домов, где царит тихая атмосфера старого города: сушится бельё на верёвках, открыты калитки в придомовые садики, стоят водоразборные колонки.
Кажущаяся на первый взгляд непримечательной, улица Лазо хранит в себе множество воспоминаний об истории Владивостока. Неторопливая и вдумчивая прогулка по ней позволит насладиться необычными видами и открыть для себя прошлое города.