Новости Владивосток

Тигриный конфликт: сколько полосатых хищников выходит к людям в Приморье и что мешает их отлавливать

Специалисты по отлову и реабилитации рассказали, сколько конфликтных ситуаций с дикими животными было зафиксировано в 2022 году, а сколько – с начала 2023 года. Почему тигры не нападают на людей, но едят собак, а также чем фейки мешают работать инспекторам, рассказали первый заместитель министра лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края Алексей Суровый и генеральный директор Центра «Амурский тигр» Сергей Арамилев.

Сколько тигров выходило к людям

По озвученным Алексеем Суровым данным, на территории Приморского края за 2022 год было зафиксировано 217 конфликтных ситуаций (годом ранее было 174 выхода к людям). Такой ситуацией считается любая встреча хищника с человеком, даже если при этом никто не пострадал. Это выходы тигров на дороги, к населённым пунктам, нападение на безнадзорных и домашних животных. В 2019 году таких случаев было 38, а в 2023 году только за первый квартал уже 36.

Нападений тигра на человека в Приморском крае не зарегистрировано. Было зафиксировано 37 случаев нападения на домашний скот, 99 случаев нападения на собак (большинство из них приходится на одну тигрицу Амбу, которая убивала собак в Хасанском районе).

Случаев выхода на дороги и к населённым пунктам было 81. И если в 2019 году у нас считались только случаи нападения на скот и выход только в населённые пункты, то теперь охотнадзор и минприроды фиксируют все случаи выхода тигров и встречи с ними, чтобы понимать, в каком состоянии находится хищник.

В прошлом году был проведён сплошной учёт амурского тигра, который показал, что на территории Приморского края около 600 особей.

Специалисты сразу говорят, что человек – это не основная кормовая база для тигра, иначе полосатые бы здесь уже давно не жили. В большинстве случаев хищник не нападает на человека, а максимум может его поизучать издали. Нападёт он в случае, если почувствует угрозу, исходящую от человека. – ему самому, потомству или добыче.

Фейки, свалки и безнадзорные животные

Основных причин, которые провоцируют тигров на прогулки по населённым пунктам, специалисты называют две – множество безнадзорных животных и стихийные свалки, у которых они кормятся, приманивая хищников. Причём речь не только о собаках, но даже и о домашнем скоте. Тигры охотятся на копытных, а те, в свою очередь, мигрируют ближе к полям и населённым пунктам. И либо тигру надо гоняться за косулей – либо просто забрать собаку с цепи.

Компенсации, которые выдаются владельцам съеденных животных, не являются государственной программой. Их даёт АНО «Центр Амурский тигр» – это добровольная программа компенсации.

«Защита, охрана и состояние здоровья животного, которое завёл себе человек, по закону лежит полностью на его владельце, – объясняет Сергей Арамилев. – Есть ряд законов, которые говорят, как нужно содержать домашнее животное. С другой стороны, мы прекрасно понимаем, что есть традиционный уклад жизни, особенно тех, что расположены в лесных зонах, в тайге. Например, в Сибири не принято отпускать животных на выпас без присмотра, а у нас это в порядке вещей. Нет у населения денежных средств на наём пастуха или установку электрического ограждения. Иногда люди получают гранты на фермерские хозяйства, но их не заботит, что будет с их поголовьем. Иногда не могут обеспечивать достаточно корма при ограниченном выпасе. Поэтому у нас предпочитают коров и лошадей выгуливать в лесных массивах рядом с населёнными пунктами. Также нападение диких животных на скот трактуется страховыми компаниями как форс-мажор, они их не страхуют. Мы прекрасно всё это понимаем, поэтому ущерб возмещается, вне зависимости от того, виноват тигр или человек».

Человеку, у которого тигр кого-то задрал, нужно предоставить документ, подтверждающий право собственности на животное. Но иногда достаточно опроса соседей или справки от местной администрации, которая должна вести учёт всех животных, содержащихся во дворах. Возмещение только в натуральном объёме – либо новым животным, либо эквивалентным количеством кормов.

«Тигроведы» сетуют, что не всегда люди в сёлах, куда наведывается за лёгкой добычей тигр, готовы оказывать содействие. Например, люди отказываются забирать собак в дом, потому что они должны охранять двор. Но на цепи у собаки нет возможности спастись, тигр её сожрёт.

«Мы сталкиваемся с тем, что люди сами провоцируют животных – не только тигров, но и медведей в весенний и осенний период, собак. Мы постоянно сталкиваемся с одним и тем же. Отлов происходит довольно просто – если тигр не видит других собак, то он идёт в ловушку, которую установили специалисты охотнадзора. А если в каждом дворе на цепи сидит собака, то ему есть из чего выбрать. Здесь мы считаем, что должно быть взаимодействие между инспекторами и жителями. Но люди часто говорят, что мы заставляем держать собак в доме и тем самым лишаем дворы охраны. Это справедливо, с одной стороны, но с другой – мы же не заставляем всю оставшуюся жизнь их там держать, а только на время, пока тигр не будет пойман».

Вторая большая задача охотнадзора – расширение количества групп, которые занимаются решением конфликтных ситуаций, и их оснащение. Приморский край и Хабаровский край – это два региона России, где есть специалисты и методики, позволившие сложить группы по решению конфликтных ситуаций. Никакие больше регионы этого не делают, хотя есть проблемы с волками, медведями.

«Мы смогли решить проблему с импортозамещением инъекторов, усыпляющих препаратов, специальных безопасных петельных ловушек с оповещателями. Изготовлены 10 клеток, они расположены на каждом кордоне охотнадзора. Всё необходимое для разрешения локальных ситуаций есть. Но если мы будем просто отлавливать и перемещать животных в другие места, ничего не изменится. Нужно решать системные проблемы, которые копились 20-30 лет – несанкционированные свалки и безнадзорные животные. Чтобы можно было оперативно решать конфликтные ситуации, должно быть как можно меньше ложных сообщений. У нас на весь край 100 человек, из них 10 человек специально натренированы на установку ловушек и обездвиживание тигра», – говорит Арамилев.

Алексей Суровый подтверждает, что фейков действительно очень много. Например, зачем-то информацию о выходе тигра в одном населённом пункте выдают за другое место и дату, иногда спустя три-четыре года после реальной ситуации. По всем случаям появления тигров служба госохотнадзора выезжает на место и отрабатывает. Фейки инспекторов сильно отвлекают.

«По фокинскому тигру у нас было каждый день по 5-6 ложных вызовов. Группа уехала – это 200 км – там работает. А в этот момент в Знаменке происходит реальная конфликтная ситуация. Это уже 700 км. Они туда едут. Поэтому чем меньше фейковой информации, тем больше эффективности у государственной службы», – говорит Сергей Арамилев.

Как правильно сообщить о встрече с тигром

Что делать при встрече с тигром в лесу или на дороге, в своей памятке рассказывает охотнадзор. О встрече вблизи населённого пункта нужно сообщить на горячую линию службы госохотнадзора Приморского края по телефону: 8 (423) 239-09-90 или в управление госохотнадзора: 8 (423) 243-19-98.

«Гражданам рекомендуем говорить только о том, что лично видел, – говорит Сергей Арамилев. – Потому что часто бывает, что человек, например, прочитал в группе села в мессенджере. Он не знает, что это, например, видео из Хабаровского края трёхлетней давности. Удивляется, говорит – а зачем людям врать? Или люди уезжают в лес за 100-200 км от Владивостока, где рядом нет деревень, встречают след тигра и срочно просят принять меры. Но постойте – он же там живёт».

Сообщить нужно дату, время, место встречи, по возможности предоставить фото- или видеоматериалы, координаты.

Кроме горячей линии, есть ещё Telegram-канал Центра «Амурский тигр», социальные сети местных органов власти, полиция, МЧС. Сообщать о конфликтной ситуации нужно незамедлительно. Бывает, что тигр ходит, второй месяц ест собак, но о нём не говорят. А потом он нападает на какую-то «особенную» собаку, тогда вызывают охотнадзор. Но тигр уже привык за это время приходить в деревню и питаться именно так, отпугнуть его уже не получится, только отлавливать.

При прогулке в лес, где потенциально возможна встреча с тигром, лучше взять с собой фальшфейер. Как говорит Сергей Арамилев, со времён «Маугли» ничего не изменилось – огонь пугает диких животных, в том числе и тигров.

Как правило, с наступлением весны, когда проснутся мелкие грызуны и енотовидные собаки, тигры уходят от населённых пунктов, потому что им уже достаточно добычи.

Кого хотят отловить

Раненого зверя или «рецидивиста», который уже отмечался нехорошими делами вблизи населённых пунктов, отловят и выпустят в отдалённые места или перевезут в центр реабилитации. В случае невозможности вернуть животное в дикую природу (серьёзная травма) его отправят в зоопарк или другой реабилитационный центр.

На сегодняшний день действуют три разрешения на отлов в Приморском крае: это тигр в Знаменке, которого до сих пор не поймали, в ЗАТО Фокино, а также тигрёнок – была информация, что детёныш остался без мамы. Разрешение на всякий случай запросили, но мама вернулась. Тигр в Шкотовском районе ушёл от населённых пунктов и больше пока никого не беспокоит. А вот в Пожарском районе зверь ещё в январе давил собак.

По словам Алексея Сурового, есть ещё разрешение на изъятие медведя, который, возможно, напал на человека в Партизанске. Группа выезжала на место, но никаких следов и самого места нападения никто не смог найти.

Медведицы, которых спугнули люди, бросили своих медвежат (это нормальное поведение медведей) и убежали в лес. Угрозы они не представляют. Медвежат всех выхаживают в реабилитационном центре, они проведут там около года, прежде чем смогут быть безопасно выпущены в дикую природу.

Кого реабилитируют, а кого сразу выпускают

Отловленного у населённого пункта тигра осматривают ветеринары. Если у него нет ран, травм и заболеваний, его на следующий же день вывозят в пригодное для выпуска места – заранее разведанное, с хорошей кормовой базой и вдали от населённых пунктов.

Больного, истощённого, раненого или покалеченного взрослого тигра направят в центр реабилитации. Если возможность возвращения хищника в природу есть, ей обязательно воспользуются, когда он будет достаточного крепок.

С тигрятами сложнее. Если медведь питается преимущественно растительной пищей и его можно выпустить на волю в год, то тигру требуется как минимум два года, чтобы просто набрать достаточную массу, позволяющую ему охотиться на крупную дичь. К тому же ещё требуется время на развитие охотничьих навыков. И только после того, как специалистов удовлетворит и то, и другое, молодого зверя отпустят на волю.

Самки, как правило, неприхотливы: где выпустили – там и живут. А самцы тигров своевольны и здесь. Например, памятный владивостокцам тигр Владик, отловленный в 2016 году в районе Шаморы, был выпущен на границе Приморского и Хабаровского краёв, в нацпарке «Бикин», но сбежал оттуда и путешествовал по всему Приморскому краю, пока наконец не нашёл свой участок.

Специалисты говорят, что транспортировка животных в клетке – это уже сама по себе воспитательная мера, причём действенная. Она гремит, трясётся, тигр ощущает выхлопные газы. И, когда его выпускают, постарается больше в такую ситуацию не попадать.

Почему гибнут тигры

Несмотря на то, что тигры живут на Дальнем Востоке очень давно, им здесь приходится непросто – климат тяжёлый, рельеф сложный, а травмированная шкура или лапа летом легко могут загноиться. При этом истощённых взрослых тигров сейчас почти не фиксируют.

«У тигров достаточно еды, – говорит Сергей Арамилев. – Те животные, которых мы фиксируем, достаточно упитанные. Когда тиграм не хватает еды, они выходят худые, еле ходящие, поймать их очень легко. Численность кабана, основной добычи тигра, после вспышки АЧС стала восстанавливаться. Надо понимать, что у тигра в лесу из пяти случаев охоты только один заканчивается удачно, то есть поимкой добычи. И очень высока вероятность того, что он может получить травму, например, ударившись в прыжке о дерево. Со сломанной лапой хищнику зимой не выжить, мелкого зверья нет, крупного он уже не поймает. У нас в год от естественных причин гибнет 15-18% тигров, это очень высокий процент».

Пропавшую в декабре тигрицу Лазовку, которая оставила по неизвестным причинам двух тигрят, так и не нашли. Специалисты не тешат себя иллюзиями – скорее всего она погибла. Но вот от естественных причин или от встречи с браконьерами – пока так и остаётся тайной.


Обсудить в Telegram
Первый заместитель министра лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края Алексей Суровый — newsvl.ru Специалисты по отлову и реабилитации рассказали, сколько конфликтных ситуаций с дикими животными было зафиксировано в 2022 и 2023 году — newsvl.ru Генеральный директор Центра «Амурский тигр» Сергей Арамилев — newsvl.ru Помощник прокурора Юлия Баранова — newsvl.ru Пресс-конференция состоялась в понедельник, 13 февраля — newsvl.ru Алексей Суровый, Сергей Арамилев и Юлия Баранова — newsvl.ru
Первый заместитель министра лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края Алексей Суровый — newsvl.ru Специалисты по отлову и реабилитации рассказали, сколько конфликтных ситуаций с дикими животными было зафиксировано в 2022 и 2023 году — newsvl.ru Генеральный директор Центра «Амурский тигр» Сергей Арамилев — newsvl.ru Помощник прокурора Юлия Баранова — newsvl.ru Пресс-конференция состоялась в понедельник, 13 февраля — newsvl.ru Алексей Суровый, Сергей Арамилев и Юлия Баранова — newsvl.ru
Пришлите свою новость
Пришлите свою новость
Полная версия сайта