Две недели современный художник Михаил Чувакин работал над своей световой инсталляцией и представил итоги работы 3 декабря на площадке арт-резиденции центра современного искусства «Заря» во Владивостоке. Горожане во тьме мастерской увидели абстрактные изображения коров, людей, пальм и неизвестные символы.
«Это солнце, а это какая-то корова, а вон там человек. Но в то же время, в общем, это абстрактное ощущение, которое получилось выразить именно так», – комментирует свою работу Михаил Чувакин, он же Чансы.
Инсталляция производит смешанное впечатление: гость выставки чувствует себя то ли в пещере древних людей, любуясь наскальными рисунками, то ли под ночным небом с созвездиями «петроглифов». Да и самому автору сложно объяснить те чувства, которые он испытывает.
«Это просто чувство. Это то, к чему ты стремишься, к чему-то первичному и целому. Может, даже не чувство, а скорее, ощущение… Я в своё время играл на гитаре и очень даже неплохо научился играть. Брал аккорды, и получалась ерунда. А потом, когда я понял, что овладел инструментом, перестал думать, как я играю – и уже не ты играешь, а что-то через тебя, через инструмент выливается – не то, что ты думаешь, а то, что ты чувствуешь. Также и с этими знаками. Я давно научился писать. А сейчас я пишу просто то, что выходит. Нет промежутка разумного. Есть просто я, которое идёт в мою руку напрямую. Вербально мои знаки вообще никакого послания не несут. Смысла нет, только ощущения. Абсолютно бессмысленно. Ничего не хочу сказать… А может, хочу. Но по-другому», – поделился Михаил Чувакин.
Художник готовил свою инсталляцию около двух недель. Сначала он подготовил помещение, превратив комнату в один сплошной белый холст: убрал все контрастные детали, входную зону, закрыл окна, заклеил лампочки и щели. Затем из фанеры вырезал свои символы и при помощи этих досок, фонариков, ткани и креплений соорудил осветительные устройства в углах комнаты. Помимо световой инсталляции, автор представил серию постеров со своими символами.
При описании стиля своего искусства Михаил использует два термина. Ваби-саби – это часть японского эстетического мировоззрения, описывающее как красоту то, что несовершенно, мимолётно или незакончено, предметы искусства предлагается воспринимать в своём естестве, неподдельности и без излишеств. Также это Lo-fi – термин, обычно используемый в качестве обозначения музыкального направления, для которого характерно низкое качество звука, а недостатки в контексте записи или исполнения присутствуют как преднамеренный выбор.
Так и здесь: световые изображения получились не такими чёткими, как хотел художник, а светильники пришлось обернуть чёрной тканью, а не белой. Но в этом всём автор видит и прелесть.
«Сотрудничество с Михаилом – это просто мечта для любого куратора, потому что это художник с чёткой авторской позицией, который давно вынашивал эту идею. Ему просто нужно было подходящее пространство, время, место. Для меня нахождение в этом выставочном пространстве напоминает детское ощущение от просмотра калейдоскопа. Петроглифы, сохранившиеся на Дальнем Востоке, могут стать ключом к пониманию произведений Михаила, однако он создаёт собственные образы, в которых стёрта принадлежность к тому или иному времени и месту, культурному коду и идентичности. Система знаков Чансы, с одной стороны, не несёт в себе информации и не является шифром, с другой стороны, в силу своей архетипичности может быть интерпретирована как некое универсальное сообщение или как игра с различными культурными системами», – прокомментировала Яна Гапоненко, ментор программы арт-резиденции ЦСИ «Заря».
Выставка будет доступна в мастерской арт-резиденции «Заря» с 4 по 8 декабря включительно с 12:00 до 19:30: для её посещения необходимо обратиться на ресепшен ЦСИ «Заря». А затем, 10 декабря, результаты своей работы презентует уже следующий гость арт-резиденции – Милана Пестерева. Художница находит вдохновение во взаимодействии с коллегами по группе «Дальневосточные разлучницы», уехавшими в село на севере Приморского края. Пространство мастерской она преобразует в вязаный дом, который после завершения проекта будет трансформирован в серию одежды.
Напомним, Михаил Чувакин стал первым участником обновлённой арт-резиденции центра современного искусства «Заря» после двухлетнего перерыва. 26 ноября он встречался с горожанами, чтобы рассказать о своём художественном методе и своём искусстве.