Отслеживание ситуации по энцефалиту связывают с Роспотребнадзором. Как правило, люди знают лишь о лабораториях, принимающих клещей на обследование. А есть ещё постоянный учёт их численности, определение сезонной активности и фенологии – то есть времени первого появления в природе. Этим занимаются энтомологи Центра гигиены и эпидемиологии. Центр подчиняется Роспотребнадзору как орган, обеспечивающий его деятельность. Отслеживают клещей в основном в пригороде Владивостока и немного – на Русском. Наш корреспондент посмотрел, как это делается.
Автомобиль подруливает ко входу в Ботанический сад, из него выходят две женщины со свёрнутыми белыми флагами и в полной экипировке. На Юлии Нестеровой и Елене Жебровской высокие резиновые сапоги и противоклещевые костюмы из плотной гладкой ткани. Это важно: клещам тяжело за неё цепляться. Даже если получится, ползти и по сапогу, и по костюму будут очень медленно – заметишь и снимешь. На костюмах – специальные манжеты и противомоскитная сетка от гнуса, но сегодня её не надевают. Всё, можно работать.
В Ботаническом саду специалисты собирают клещей, проводят учёт численности, определяют род и вид. Здесь стационар – узаконенное место встреч энтомологов с клещами. Стационаров в крае три: во Владивостоке, Лесозаводске и в Хасанском районе. Клещами занимаются и на Русском. Но, по сути, попутно: на острове контрольный водоём, и зона интереса – малярийные и прочие комары, которые переносят зоонозные инфекции. Это надзор за малярией. Ну и за лихорадкой западного Нила. Но, успокаивают энтомологи, у нас такого не находили. Лабораторные исследования ничего не выявляют. На острове, как и в Ботаническом саду, энтомологи работают раз в десять дней.
Стационар – это тропа, вдоль которой в ожидании теплокровных животных пристраиваются хищники – клещи. Это их обычная тактика, многовековой опыт.
Охота началась. Энтомологи разворачивают белые флаги и неспешно, прогулочным шагом волокут по окрестностям. Флаг из ворсистой фланели. Клещ на неё хорошо цепляется и застревает: его можно собрать, зафиксировать и рассмотреть. Размер ткани – 90 см на 1 метр.
«Мы начинаем ежеквартально ходить сюда с марта, сразу, как сходит снег, – говорит энтомолог Елена Жебровская. – Здесь трёхкилометровый маршрут. Мы должны учитывать, когда клещи начали появляться в природе, начало массовой активности, пик численности и время исчезновения. И так – до третьей декады октября».
Энтомологов интересуют насекомые, которые переносят заболевания и могут навредить человеку. Как раз клещи и комары – переносчики зоонозных инфекций, когда источник инфекции – животное. В Приморье три рода клещей, а там уже идёт распределение по видам. И все переносят энцефалит. Если в клеще есть возбудитель клещевого энцефалита – вот тогда его называют энцефалитным.
«Вот здесь, в подстилке, он и живёт в основном, - Юлия Нестерова, заведующая отделением эпизоотологических исследований, ворошит прошлогоднюю траву и листву. – Здесь и зимует. Мы идём по туристской тропе, её обрабатывают, поэтому с клещами пока не очень».
Но всё-таки они попадаются. Первый уселся на флаг как раз на туристской тропе. Это Гемафизалис. Его посчитали, то есть учли, и, отойдя подальше в листву, смахнули с флага.
«Мы никогда не убиваем, популяцию нарушать нельзя, – говорит Елена Жебровская. – Иначе представляете, что получится? В следующий раз придём, численность будет низкой, а в каком-то другом месте – картина совершенно другая. А численность, которую мы отслеживаем, экстраполируется на весь регион. По ней делают выводы обо всей территории. Если клещей перебить, в следующий раз мы представим искажённую картину. И будем рассказывать в отчётах, что клещей нет, а они есть! Мы можем на стационаре собрать немного клещей, для обследования лабораторией на клещевые инфекции. Это действующий природный очаг. Его нужно только контролировать, и находки с положительным результатом есть, конечно».
Энтомологи говорят: если решили расправиться с клещом, нужно быть осторожными: не растирать его пальцами, например. Если на коже трещинки – можно заразиться.
Туристская тропа уходит направо, а энтомологи - налево, за заграждение из красной ленты. Стационар начинается здесь. Тропа тянется на сопку, потом – вниз. Ну а после – обратно. Так что физическая подготовка очень приветствуется. Территория здесь, конечно, ничем не обработана – как и в лесу. И здесь клещей – как грибов в берёзовой роще.
Тут же попадается представитель уже другого рода. Иксодес персулькатус. Мальчик, заявляют энтомологи. Он коричневый и мелкий. А девочки – красные, покрупнее и более активны. Юлия к усевшейся на флаг девочке направляет палец, и та шустро к нему ползёт – реагирует на тепло. Глаз, в отличие от тех же комаров, у клещей нет: еда там, где тепло. Они принимают «позу ожидания»: вытягивают передние конечности и ищут, к кому прицепиться. К человеку, мыши, пастбищному животному, собаке или даже рептилии - если та нагрелась на солнце.
Сегодня клещи активны ещё из-за погоды: пасмурно и нежарко. В зной и солнце они периодически прячутся в подстилку, чтобы охладиться и не пересохнуть. Поэтому пиком активности считается конец мая – начало июня. Елена Жебровская говорит, её и коллег тоже кусали:
«А как же! Даже несмотря на все предосторожности. Извлекаем, везём в нашу лабораторию, выясняем, с вирусом клещ или нет. Но у нас все обязательно привиты. Ну и, кроме энцефалита, можно ещё и боррелиоз подхватить. Боррелиоза в клещах побольше, да и люди чаще им заболевают»
«Нужно пойти в лабораторию, сдать на исследование, желательно, на все четыре инфекции, - говорит Юлия Нестерова. – Инфекционное заболевание вызывают внутриклеточные паразиты боррелии. Клещевой энцефалит поражает прежде всего нервную систему, и это вирусная инфекция».
По меркам мира насекомых клещ – кавказский долгожитель. Он живёт от года до трёх. А ещё клещ передаёт своему потомству возбудителя клещевого энцефалита.
«Вот, «помощнички» наши, – Юлия Нестерова показывает на взлетающую ворону. – Люди спрашивают, откуда на городских улицах и в парках клещи? А вот оттуда! От птиц, вернувшихся с дач собак, дачных букетов, самих дачников, собирателей дикоросов. Так клещи перемещаются. И – кормятся, если повезёт».
Ситуацию с клещевым энцефалитом прокомментировала ведущий специалист-эксперт краевого управления Роспотребнадзора Татьяна Терентьева:
«На 10 мая зарегистрировано 1222 случая укусов клещей, в каждом четвёртом клеща сняли с ребёнка. Сдано на экспресс-исследование 856 клещей, снятых с людей. Антиген вируса клещевого энцефалита обнаружен в шести исследованиях. В 152 клещах обнаружены боррелии. Случаев заболевания клещевым энцефалитом не зарегистрировано. Зарегистрировано три случая заболевания клещевым боррелиозом. Иммунизация продолжается и сейчас».