В конце недели на 36-м причале на Корабельной набережной Владивостока пришвартовался уникальный корабль – реплика поморской ладьи XVIII века. Одновременно это ещё и плавучий музей – в трюме гостям показывают модели старинных лодок, церквей, мельниц и домов. Тем удивительнее, что этот небольшой полностью деревянный 15-метровый парусник своим ходом почти завершил многолетнюю кругосветную экспедицию и побывал в 15 странах – сейчас проходит девятый этап его пути. Попасть на борт судна возможно до среды, 30 августа, после этого корабль перенесут на сушу для ремонта перед новым морским походом.
На борту гостей встречает капитан Сергей Синельник. Заслуженный путешественник России, он единственный, кто прошёл на «Пилигриме» весь проделанный судном путь. За 6 лет, с августа 2017 года, покорил более 18,5 тысячи морских миль.
Стройку «Пилигрима» вели два года, с 2015-го по 2017-й. Это некоммерческий проект – для популяризации российской истории по всему миру. Более 100 человек помогали – кто деньгами, а кто своим трудом и опытом. Модель разработал Виктор Дмитриев, президент клуба «Полярный Одиссей» и, можно сказать, патриарх деревянного кораблестроения в стране.
Стоимость постройки подсчитать трудно, но, по оценке капитана, в итоге судно стоит около 9 млн рублей. А если такое заказывать сегодня на верфи, то обойдётся не меньше чем в 20 млн рублей. Сам корабль получился довольно небольшим – 13,5 м в длину по корпусу, с бушпритом – 15,5 м. Водоизмещение – 16 тонн с полным грузом, осадка – 1,3-1,4 метра по корме. Собственно, из-за небольшой осадки судно и может передвигаться как по рекам, так и по морям. При этом, соблюдая по возможности историческую достоверность, на двух мачтах из трёх имеются прямые паруса, только бизань – рейковый. Сам капитан сравнивает свой «Пилигрим» с каравеллами – идти почти против ветра, как может современная яхта, не получится, нужно ждать попутного ветра или хотя бы полветра.
«Стекло, бетон, пластик мы не используем, здесь практически всё – деревянный брус, – уточняет Сергей Синельник. – Конечно, есть отдельные современные элементы – солнечные панели для зарядки аккумулятора, якоря современные. У нас, к слову, исторические были, по 60 кг. Слишком тяжёлые оказались, да и места занимали многовато, поэтому заменили. Ещё у нас спутниковый телефон есть, и я могу прогнозы погоды скачивать. Есть мотор слабенький, 42 л. с., но при встречном ветре не поможет. Зато его достаточно для маневрирования в гаванях и узких каналах. Большую часть времени ходим под парусами. Поначалу это было сложно. Чтобы поднять и опустить рею, нужно минут 20-30, да и сама рея с парусом килограммов 150 весит. Но потом привыкаешь».
Как отмечает Сергей, некоторые посетители сетуют, что не всё аутентично – и современные системы связи тут, и мотор, и батареи. Но выбирать не приходится – лодка не мореходная, её довольно ощутимо качает. Путешествовать на такой уже довольно рискованно, а если не озаботиться современными техническими средствами, то это форменное безумие.
«Возможно, и есть недочёты с точки зрения в целом конструкции, – рассуждает капитан. – В XXI веке не построить точную копию судна из XVIII века. И мышление другое, и материалы, и технологии. Но кто ворчит, предлагаю: стройте лучше, ходите дальше – я только рад буду, если мы все вместе нашу историю так же, как наша команда, будем продвигать».
Сейчас экипаж судна «Пилигрим» составляет шесть человек, но уже скоро трое его покинут – к экспедиции для исследования микроорганизмов на время присоединялись учёные Курчатовского института из Москвы. По несколько недель в разное время ходили с русскими моряками на ладье и иностранцы – в том числе французы и американцы.
«Интерес к нам огромный. Мы посетили более 160 общественных мест в 15 странах мира, там наш корабль и небольшую экспозицию мастеров Творческого союза художников России (ТСХР) посетили более 250 тысяч человек. У нас здесь есть небольшие модели русских парусных судов, церквей, часовен, домов. Картины висят – и я, и мой брат, который тоже со мной ходил на «Пилигриме», – художники. Фотографировали наш корабль за шесть лет, наверное, несколько миллионов раз».
По самому первому своему образованию Сергей Синельник электромонтёр, затем он отучился на художника, а университетское образование религиоведа капитан судна получил в Свято-тихоновском гуманитарном университете на миссионерском факультете. «Много приходилось учиться теории и практике морского дела. Я прошёл суммарно тысяч 60 миль на разных судах. Путешествие – моя страсть. Мы с братом, помимо плаваний, несколько пустынь пешком проходили», – вспоминает этот разносторонний человек.
Два года из шести Сергея в пути «Пилигрима» сопровождала семья – жена и два сына, которым на момент старта экспедиции было по 11 и 13 лет. Учились ребята дистанционно. Работа для экипажа была непростой, но с ней все с честью справились. Всё дело в том, что деревянное судно всегда немного подтекает, «вода находит воду». Поэтому нужно регулярно вручную её откачивать помпами, покрывать корпус три раза в год льяным маслом. Также оказалось, что корейская сосна не очень любит южные широты – пошли трещины. Поэтому конопатить щели тоже нужно, на ремонт судно встанет и во Владивостоке.
«Закончили путешествия мои сыновья и жена в 2021 году, в общей сложности на «Пилигриме» они прошли 10 тысяч миль. Как пришли в Америку – полетели домой самолётом. Детям нужно было готовиться к поступлению в колледж. Они у меня решили на коков пойти учиться. Поступили, сейчас им 17 и 19 лет», – уточняет Синельник.
Маршрут у «Пилигрима» получился весьма замысловатый. От столицы Карелии Петрозаводска через каналы в море вокруг Европы, затем на африканское Кабо-Верде. Далее Атлантический океан, Карибские острова, Флорида, восточное побережье США. Затем сбылась мечта капитана – Великие озёра, вплоть до Дулута (к слову, побратима Петрозаводска). Там русских гостей хорошо принимали и сильно удивлялись, как они тут оказались на таком корабле, ещё и в пандемию.
«В пандемию Тихий океан был закрыт, поэтому путь был один, волоком. Благодаря помощи местных жителей погрузили «Пилигрим» на трак и довезли на западное побережье США. Затем пошли до Сиэтла, далее вдоль Канады до Аляски. Там зимовали, и уже оттуда вдоль Алеутских островов по бурному морю добрались до Командорских островов на Камчатку, затем через Курилы – в Приморье. Формально кругосветное путешествие можно будет считать завершённым, когда дойдём до Малайзии. Но я этому значения особо много не придаю – наши предки всё давным-давно сделали, и без помощи современных средств связи. Та же русско-американская компания».
Самым напряжённым участком путешествия капитан считает путь от Алеутских до Командорских островов. Места неспокойные и холодные, а на тот момент в экипаже оставались всего два человека – Сергей Синельник и матрос-рулевой Алексей Волчок. Приходилось долго ждать попутного ветра, вставать на якорь. Закончился газ, а та часть Алеутских островов сейчас необитаема. Спать приходилось в сырых спальниках. Ко всему прочему могли быть и проблемы с американскими властями, но, к счастью, обошлось.
«В 2022-м у нас заканчивалось годовое разрешение на плавание в американских водах. Есть спутниковый телефон, мы звоним властям объясняем: в проливах сейчас сильные течения, ветра, туман, а у нас деревянная реплика по сути парусной лодки. Там тогда несколько яхт утонули. Американцы подумали и говорят: ладно, продлеваем вам на два месяца разрешение, идите вдоль Алеутских островов, вставайте на якорь время от времени. Последний остров пройдёте, позвоните – мы дистанционно закроем вам границу. Мы так и шли потихоньку три недели. Всё-таки везде люди».
В воскресенье, 27 августа, борт «Пилигрима» посетил глава Владивостока Константин Шестаков и председатель Общества изучения Амурского края Алексей Буяков. Последний вручил капитану флаг организации и том записок общества об Арсеньеве. Сергей Синельник в ответ пообещал, что пока судно в городе, флаг филиала Российского географического общества будет реять над ним, а заодно сам подарил гостям картины авторства своего брата.
До среды судно будет стоять на 36-м причале. Чтобы попасть на закрытую территорию причала и на борт, можно написать в WhatsApp капитану по номеру: +7-903-755-10-38 (Сергей Синельник). После середины следующей недели судно перенесут на сушу и начнут ремонтировать. Вход на судно бесплатный, но пожертвования приветствуются. Также отметим, что у капитана Сергея Синельника и его брата Александра есть сайт с новостями об экспедиции «Пилигрима».
«После Владивостока мы планируем идти в сторону Кореи. Затем через Юго-Восточную Азию в Индию и Индийский океан, потом обогнём Красное море. Далее Средиземное и Чёрное море и по каналам обратно, в Петрозаводск. Но если кому-то захочется оставить судно здесь, я не против, такое можно обсудить. Потому что у меня давно есть мечта построить ещё одно судно, уже третье. Первое у нас было «Русич», новгородская ладья X века. А я всё мечтаю, что мы сделаем новгородскую сойму. На таких судах осваивалась Карелия, ходили до Белого моря, Шпицбергена (Норвегия). Викингам и не снились такие маршруты, которые наши предки на таких кораблях прокладывали. Самое удивительное, что подобные суда до сих пор в некоторых местах Новгородской области строят. Можно сказать, они пережили и дракары, и каравеллы, и бриги, корветы и фрегаты», – поделился планами Сергей Синельник.
Отметим, что прототипом «Пилигрима», как в прошлом не раз говорили его создатели, стала ладья «Преподобный Зосима», которая в конце XVIII века ходила от Соловецких островов до Архангельска.
Максим Барыленко (текст)