Выставка «Сохранённое время» разместилась в небольших залах Центра современного искусства «Артэтаж». Это совместный проект Музея-заповедника истории Дальнего Востока им. В. К. Арсеньева и ГТРК «Владивосток», которая стала преемником знаменитой киностудии. Работать экспозиция будет до 17 декабря, а в рамках «Ночи искусств» можно будет прослушать авторскую экскурсию от куратора выставки.
Студия «Дальтелефильм» была образована в 1968 году и была единственной от Владивостока до Новосибирска. За 10 лет до этого киногруппа Владивостокской студии телевидения впервые выпустила репортаж о параде кораблей и демонстрации трудящихся. В течение последующих лет иногда выходили документальные фильмы, которые отмечались и всесоюзными наградами.
Но по-настоящему история студии началась 1 января 1968 года, когда киногруппа, к тому времени называвшаяся Главной редакцией производства программ на плёнке, была преобразована в «Дальтелефильм». Первым главным редактором студии стал Павел Шварц. Парусник под всеми парусами на фоне восходящего в Тихом океане солнца – такая заставка была у студии «Дальтелефильм».
Просуществовала она меньше 30 лет, но успела оставить значительный след в истории города и всего Дальнего Востока. В год на студии «Дальтелефильм» создавали в среднем по 4 часа 50 минут фильмов – 12-14 картин на широкой 35-мм киноплёнке. Каждый режиссёр снимал по две, реже три ленты в год, и темы распределяли следующим образом: один фильм обязательный, один по выбору. Всего же за годы существования сняли 393 ленты. Но сохранить сумели только 50.
«Хочу сказать, что идея проведения этой выставки давно витала в воздухе, – говорит глава пресс-службы музея Арсеньева, журналист и публицист Андрей Островский. – Нужен был повод, и мы, в общем-то, придумали его сами себе – 55 лет с начала работы студии «Дальтелефильм». Эта дата достаточно условная, потому что ещё до выхода приказа Гостелерадио первые телевизионные фильмы уже начали сниматься и получать призы, поэтому история больше и глубже, чем официальная дата. Нам есть о чём поговорить и что рассказать. Выставка называется «Сохранённое время». По-гречески газета называется «эфемерида», что-то эфемерное, что живёт один день. Сегодняшние агентства живут тоже одним днём: лента скроллится, и утреннее сообщение к вечеру пропадает. Ленты же «Дальтелефильма», которые удалось сохранить, они несут в себе отпечаток эпохи и времени огромного региона от острова Врангеля и трассы Северного морского пути в восточном секторе до Антарктиды, куда мы ходили снимать фильмы о наших китобоях».
Внешний куратор выставки Елена Сорокина семь лет проработала на «Дальтелефильме» помощником и ассистентом режиссёра. Она и пришедшие на церемонию открытия сотрудники киностудии с гордостью и теплом вспоминают годы работы и создание коротких, но захватывающих фильмов.
Картины дальневосточных документалистов стали известны не только в родном регионе, но и за рубежом. Они повествовали о природе Дальнего Востока, ударниках труда, производствах, простых людях. И простые люди, создававшие эти фильмы, тоже были незримыми героями. Они уходили в антарктические рейсы, жили на горнодобывающих предприятиях, отправлялись в тайгу, штурмовали горы и вулканы. А ведь тогда до «века технологий» было ещё далеко – штативы были тяжелее оператора, камеры не намного легче. Всё это таскали на себе вместе с запасом плёнки, которую приходилось расходовать экономно.
«Мы уходили на два месяца на остров Тюлений на Сахалин, снимать фильм о тюленях «Остров в океане», – вспоминает куратор выставки Елена Сорокина. – И когда вернулись после этой долгой экспедиции с огромным количеством материала, оказалось, что почти вся плёнка в браке. Материала было минут на 10. И из этих минут сделали фильм, который потом брал призы на фестивалях».
Почти всё, что представлено на выставке, хранится в фондах музея Арсеньева. Это фотографии, плёнки, рабочие и студийные инструменты, шаржи и, конечно, сами киноленты. Есть на выставке даже маленький кинозал, где показывают сохранившиеся фильмы. А вот призы фестивалей и всесоюзных конкурсов живут в том же здании на Уборевича, где когда-то располагался «Дальтелефильм», а сейчас ГТРК «Владивосток».
«Когда мы создавали свой виртуальный музей, всё, что было оцифровано, передавали в фонды музея имени Арсеньева – на века, – говорит директор ГТРК «Владивосток» Евгений Оленев. – Я надеюсь, что однажды мы организуем выставку, посвящённую приморскому телевидению. Но сегодня повод тоже знаменательный, юбилей «Дальтелефильма», две пятёрки. Мы при подготовке выставки передали часть экспонатов, которые хранятся у ГТРК «Владивосток». И я отдельно хотел бы поблагодарить Елену Сорокину, идейного вдохновителя и куратора выставки, которая её оживила, пригласила всех патриархов. Это люди, которые рассказывают об истории «Дальтелефильма». Надеюсь, что кто-то здесь узнает что-то новое для себя, а кто-то вспомнит молодые годы и работу над проектами, которые принесли славу студии «Дальтелефильм».
Примечательно, что некоторую технику конструировали самостоятельно. Пётр Якимов, например, за 30 лет до появления видеокамер сконструировал и изготовил синхронную 16-мм кинокамеру. Уже тогда в аппарате Якимова изображение и звук писались на одну плёнку. Даже в Москве подобной техники не было.
И первым дикого леопарда в живой природе снял кинооператор «Дальтелефильма» Геннадий Шаликов. Он натягивал через горную речку стальной трос и вешал на него роликовую тележку. Увесистая камера каталась в ней через речку.
Операторская, звукооператорская, сценарная школы были лучшими в стране. Среди киноделов тех лет ходила шутка, что в поиске уникального ракурса есть вероятность споткнуться о дырки от штатива Василия Рещука, потому что он этот уникальный ракурс уже использовал.
Одним из самых знаменитых фильмов, пожалуй, можно считать ленту Олега Александровича Канищева «За полтора часа до объятий» – о встрече китобойной флотилии «Советская Россия» во Владивостоке. В декабре 1969 года при первом просмотре кинолент студии «Дальтелефильм» в Союзе кинематографистов СССР за этот фильм первым среди кинематографистов телевидения Дальнего Востока был принят в члены СК СССР кинорежиссёр Олег Канищев. Годом позже фильм получил приз и профессиональный диплом СК СССР «За лучшую режиссуру» на четвёртом Всесоюзном фестивале телевизионных фильмов в Минске. Этот фильм до сих пор показывают в профильных учебных заведениях по всей стране как образцовый параллельный монтаж. Мало кто знает, но кадры встречи флотилии были постановочными от и до. А вот съёмки в море – самыми настоящими.
Первый цветной фильм был снят в 1973 году – «Тайна удивительного мира» в трёх частях. Последним фильмом студии стала лента «В тот день закончилась война», посвящённый празднованию 50-летия окончания Великой Отечественной войны в 1995 году. Официально студия прекратила своё существование годом раньше, и последний фильм Олег Канищев снимал на остатках плёнки. Кинопроизводство во Владивостоке не пережило 90-е годы, хотя многие специалисты остались на телевидении. Большинство плёнок не сохранилось, а то, что имеется, оцифровано и опубликовано в виртуальном музее ГТРК «Владивосток».
«Эта выставка дорога тем, что горожане и гости города смогут увидеть то, что успели сохранить, – говорит галерист Александр Городний. – Тогда и время было другое, печатными машинками пользовались, стационарными телефонами. Сейчас «цифра», всё делается легко и свободно. Поэтому особенно важно сохранять архивы. Я бы хотел увидеть такую выставку и к столетию «Дальтелефильма» и далее, с большим количеством экспонатов и на больших площадях».
Отдельная крохотная комната за шторкой в красном свете с висящими на стене наушниками и надписью «Конец» на стене мелким шрифтом – это своеобразная надгробная плита студии. Её сотрудники до сих пор с горечью вспоминают, как закрывали производство, как переводили широкую плёнку на кассеты VHS, а через некоторое время эти кассеты рассыпались в прах. Знаменитый Олег Канищев, например, свои плёнки хранил дома под кроватью. Сейчас музей Арсеньева хочет попросить родственников режиссёра передать в фонды то, что ещё осталось.
«Когда-то в кафе мне досталась печенька с предсказанием, где говорилось, что на унцию золота не купишь унцию памяти, – говорит Елена Сорокина. – Мне кажется, сохранить время можно только воспоминаниями, что мы и пытаемся сделать этой выставкой. Конечно, мы хотели бы сделать выставку более богатой – чтобы был монтажный стол, камера «Конус», много-много плёнки. Это ведь было сумасшедшее производство, абсолютный хендмейд, и в каждом фильме столько души! «Дальтелефильм» был легендарным предприятием не только за счёт того, что он производил, но и потому, что это был памятник нашей дружбе. Я работала там всего семь лет, помрежкой и ассистентом режиссёра. Сейчас удивляюсь, видя в титрах свою фамилию. Я надеюсь, что эта выставка послужит толчком к воспоминаниям тех, кто там действительно работал и всё это создавал. Это было сделано в высшей степени профессионально и с любовью. Можно сейчас говорить, что документальное кино получило новое дыхание. Очень бы хотелось, чтобы это случилось и в Приморском крае».
Посетить выставку и послушать авторскую экскурсию от Елены Сорокиной можно в субботу, 4 ноября, в рамках «Ночи искусств». Экспозиция же будет доступна до 17 декабря.