Новости Владивосток

Игорю Пушкарёву вынесли выговор за «неучтённый» триммер в колонии и лишили поощрений, поскольку его добрых дел не нашли на фото

Бывший мэр Владивостока отбывает наказание в исправительной колонии № 33 в Спасске-Дальнем, причём довольно активно: получает новые специальности, занимается организационной деятельностью. Но в этом году Игорь Пушкарёв дважды обращался в суд с иском об отмене решений, вынесенных в его отношении. Сперва колония отменила два поощрения за организаторскую работу, затем сделали выговор за неверную опись триммера в личных вещах. В обоих случаях суды Пушкарёву отказали, но триммер дошёл до апелляции и вернулся в первую инстанцию.

Игорь Пушкарёв через представителя обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-33 ГУФСИН о признании незаконным и отмене дисциплинарного взыскания. Сотрудники ФКУ ИК-33 ГУФСИН на основании рапорта начальника отряда организационно-воспитательного отдела (ОРВО) и заместителя дежурного помощника начальника учреждения (ДПНУ), составленного по результатам внепланового обыска в отряде, где экс-мэр отбывает наказание, применили к Пушкарёву меру взыскания в виде устного выговора за нарушение установленного порядка отбывания наказания.

Нарушение выразилось в том, что Пушкарёв в описи своих вещей, имеющихся у него и имевшихся на дату прибытия в ИК-33, недостаточно точно их перечислил. А именно – триммер не указал отдельным пунктом, а объединил с двумя другими электрическими приборами и указал «средства личной гигиены – 3 шт.», так как, по его мнению, назначение этих приборов входит в общепринятое понятие «средства личной гигиены», что и было указано в списке. Указанный недостаток был легко устраним, когда осуждённый сдавал свои вещи в помещение для хранения, но никаких замечаний от сотрудников учреждения в тот момент не поступало, хотя при приёмке личных вещей сотрудниками исправительного учреждения должна производиться сверка списка, составленного осуждённым, и фактического наличия его вещей.

С применённым взысканием истец не согласен, считает его незаконным. Администрация исправительного учреждения обязана предоставить осуждённым к лишению свободы информацию о нормативных актах, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказания. Но как именно составляется опись, можно ли объединять однородные предметы или нужно перечислять каждый отдельной строкой, в Правилах не указано. Объяснить порядок составления описи – обязанность сотрудников исправительного учреждения.

Оспариваемая опись личных вещей была составлена при переводе осуждённого из одного отряда в другой. Ранее аналогичный документ с таким же перечислением вещей составлялся неоднократно, был подписан ответственными лицами, использовался при выдаче личных вещей и ни у кого никаких вопросов не вызывал. Следовательно, посчитал Игорь Пушкарёв, сотрудниками учреждения и осуждённым одинаково понимались наименования вещей, перечисленных в описи.

С устным выговором бывший глава Владивостока не согласен, «при применении меры дисциплинарного взыскания к Пушкарёву И. С. администрация ИК-33 не учла обстоятельства совершения нарушения, личность осуждённого и его предыдущее поведение, а также при вынесении взыскания не учтена тяжесть и характер нарушения».

Кроме того, нарушений дисциплинарного или любого другого характера у Пушкарёва до этого не было. В ИК-33 он прибыл 3 августа (судя по всему, 2021 года). С 17 августа принят на работу в качестве подсобного рабочего 1-го разряда, затем стал дневальным профилактория. Активно участвовал в жизни и социальной реабилитации осуждённых, организовывал и непосредственно проводил профилактические и лекционные мероприятия в учреждении, что отмечено руководством учреждения.

В характеристике на осуждённого Пушкарёва администрация ИК-33 указывала, что по прибытии в учреждение «осуждённый изъявил желание трудиться и с 15 августа (не указано, какого года) трудоустроен на должность подсобного рабочего в бригаду. Кроме того, участвует в работах по благоустройству территории исправительного учреждения, согласно статьи 106 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. К порученной работе относится добросовестно и выполняет её качественно и в срок. Установленный порядок отбывания наказания старается не нарушать, правила внутреннего распорядка и требования уголовно-исполнительного законодательства соблюдает».

Находясь в ФКУ ИК-33 ГУФСИН России, Пушкарёв осваивал профессию рабочего, получил свидетельство установленного образца о том, что освоил программу профессионального обучения по профессии «Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом» с присвоением квалификации «Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом четвёртого разряда». В настоящее время проходит обучение по профессии «Электромонтёр».

Руководством учреждения также отмечено, что осуждённый активно участвовал в жизни и социальной реабилитации осуждённых, организовывал и непосредственно проводил профилактические и лекционные мероприятия в учреждении. За время нахождения в местах лишения свободы не нарушал порядок отбывания наказания, в статусе осуждённого до обжалуемого факта взысканий не имел. Награждён почётными грамотами за организацию и проведение турнира по армрестлингу, за активное участие в развитии и организации хоккейного спорта, характеризовался положительно.

В результате необоснованного, как считает Пушкарёв, привлечения к дисциплинарной ответственности для него наступают негативные последствия. В дальнейшем он будет отрицательно характеризоваться как осуждённый, имеющий непогашенное взыскание, что может отрицательно сказаться на реализации его прав в будущем, а также влечёт за собой ряд ограничений в настоящем, таких как запрещение видеопереговоров с родственниками.

В ответ представитель административного ответчика ФКУ ИК-33 ГУФСИН России Худякова пояснила, что в ходе досмотра личных вещей Игоря Пушкарёва была обнаружена машинка для стрижки бороды и усов, которая отсутствовала в описи личных вещей. На вопрос о причине допущенного нарушения осуждённый Пушкарёв ответил, что данные средства использовались в гигиенических целях. Однако согласно правилам внутреннего распорядка, к индивидуальным средствам гигиены для мужчин такие приборы не относятся. Применённое к Пушкарёву взыскание соразмерно тяжести совершённого проступка: выговор в устной форме – это самое мягкое взыскание, снимается через три месяца после внесения.

Ответчик посчитал, что доводы административного истца являются необоснованными, дисциплинарное взыскание применено законно и обоснованно, нарушений требований законодательства со стороны ИК-33 не было. Представитель спецпрокуратуры эту позицию поддержал.

Для разбирательства был даже вызван свидетель – майор внутренней службы, заместитель начальника учреждения ФКУ ИК-33 ГУФСИН России, который присутствовал при досмотре личных вещей. Свидетель пояснил, что, по его мнению, данный триммер не является предметом, не указанным в описи, поскольку он был указан в качестве средства личной гигиены, исходя из его функционального назначения. Чётких требований к заполнению описи нет, в связи с чем, по его мнению, указание триммера в качестве средства личной гигиены закон и Правила внутреннего распорядка не нарушает.

Суд, заслушав стороны, встал на сторону ответчиков. Оснований не доверять представленным в материалы дела доказательствам не установлено. Вопреки доводам представителей Игоря Пушкарёва, нашёл своё подтверждение факт невнесения в опись предмета, хранившегося в вещевой сумке, личных вещей. Довод о том, что Пушкарёва лишили права на ходатайство об условно-досрочном освобождении, суд назвал голословными. Словом, в первой инстанции Игорю Пушкарёву отказали.

Бывший мэр не согласился с решением и с успехом обжаловал его в Приморском краевом суде. Как сообщили в объединённой пресс-службе судебной системы, при рассмотрении дела судебная коллегия Приморского краевого суда пришла к выводу о том, что районным судом допущено нарушение процессуальных норм в связи с непривлечением к участию в деле заинтересованных лиц. Ввиду выявленных обстоятельств решение Спасского районного суда от 21 августа 2023 отменено, а дело направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение. Решение апелляционной коллегии пока не опубликовано.

Это не единственный административный иск Пушкарёва к колонии. В том же Спасском районном суде летом рассматривалось и другое дело. Бывшему мэру представили два поощрения – в виде дополнительного длительного свидания и разрешения получить дополнительную передачу. Одно постановление было подписано за хорошее поведение, а также «инициативу и старание при проведении культурно-массовых мероприятий в масштабе колонии, личное участие в проведении соревнований по городкам, посвящённых Дню городошного спорта, участие в организации турнира по шахматам среди осуждённых, личное участие в тематических чтениях, посвящённых Дню пожилых людей, а также в тематическом диспуте «Реклама-двигатель или иллюзия», подготовку тематики для диспута «Спорт – здоровье или травмы», проведение лекции на тему «Здоровый образ жизни, здоровое поколение, здоровая Россия» (мы против наркотиков, табака и алкоголя)» о влиянии вредных привычек на организм, активное участие в жизни отряда и культурно-массовых мероприятий в течение октября-ноября 2022 года».

Второе поощрение дали за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, а также инициативу и старание при проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий в масштабе колонии – «личное участие в подготовке территории и строительстве хоккейной коробки на территории исправительной колонии, экономным расходованием строительных материалов, отсутствием нарушений трудовой дисциплины, а также участием в жизни отряда и культурно-массовых и спортивных мероприятиях в течение года».

Оказалось, что протесты на эти решения вынес спецпрокурор – не было фото- или видеофиксации добросовестного отношения и проведения лекций, подтверждающие документы о непосредственном участии осуждённого в проведении культурно-массовых и воспитательных мероприятиях в материалах дела отсутствуют, на проверку надзирающему прокурору не представлены. Руководство колонии постановления отменило, а в суде согласилось с прокурором, что доказательств не было, значит, и поощрять не за что. При этом законом не определены порядок фото- и видеофиксации проводимых мероприятий, но рекомендации такие в колонию поступали. Пушкарёв сам, как показали свидетели, «с молотком не ходил, водой каток не заливал», но организовывал работу. Также организовывал турнир по шахматам, в котором не участвовал, чтения, на которых присутствовал. Плакаты, которые он делал, не сохранились, «поскольку не было задачи их сохранять», а лекции он действительно читал, но копии текстов в ГУФСИН не хранятся, а только проходят согласование. Фотографированию подлежат только лучшие работы, очевидно, Пушкарёв до них не дотянул.

Поощрения отменили, Пушкарёву в иске отказали. Обжаловать это решение он, судя по всему, не стал. В краевом суде найти апелляцию не удалось.


Обсудить в Telegram
Пришлите свою новость
Пришлите свою новость
Полная версия сайта