Новости Владивосток

Кто и зачем снимет документалку об авторынке «Зелёный угол», идея которой победила на Московском кинофестивале

В июле-августе во Владивостоке планируются съёмки документального фильма «Зелёный угол». Эта идея победила на питчинге дебютантов в категории «документальное кино» в рамках Московского международного кинофестиваля. Редакция Новостей VL.ru пообщалась с авторами проекта, которые родились, выросли и живут в приморской столице, а «Зелёнку» считают одним из самых ярких маркеров истории города и характера горожан. 

Победители делают первые шаги в кино, и такой успех – первое место на всероссийском конкурсе. На питчинг пришло 498 заявок, разделённых на три секции – полный метр, сериалы, документальное кино. Один из авторов идеи «Зелёнки», Алексей Сухачёв, подавался со своими проектами ещё и на сериалы. Но «выстрелила» как раз документалка, которую представляла команда проекта: сценарист Алексей, режиссёр-постановщик Вусал Омаров и продюсер Анна Гаспарян. Фильм планируется полнометражным – он будет длиться 80-90 минут. 

Алексей и Вусал давно знакомы, если здесь это понятие применимо – одному 26, другому 29. Но – у каждого своё ощущение времени. Алексей по первому образованию редактор (кафедра издательского дела в ДВФУ). Параллельно заочно учился во ВГИКе на сценарном факультете у Зои Кудри и дважды в год летал на сессии в Москву. Потом – магистратура ДВФУ, кафедра цифрового искусства. А сейчас аспирантура по культурологии, но сомневается, что осилит – чтобы развивать сценарную карьеру, взял академический отпуск. У Алексея есть сценарии художественных фильмов, сериалов, а также документальных проектов. Часть из них в стадии девелопмента и препродакшена. Алексей – подписант сценарного агентства StarDust.

А Вусал корочки высшего образования так и не получил – бросил экономический факультет. Три года проработал в Южной Корее, начав в Сеуле карьеру режиссёра и оператора рекламы. После возвращения во Владивосток продолжает развиваться в профессии и делает первые шаги в киноиндустрии.

К своей «Зелёнке» они начали двигаться год назад. При этом Алексей вовсе не автолюбитель – его скорее интересует феномен знаменитого авторынка, то, чем он стал для города, региона и страны. А вот Вусал – это как раз про тачки. Причём праворульные, японские:

– Первая, Mark II, у меня появилась в 19 лет. Накопил, купил, разбил. После были Subaru Impreza, Suzuki Jimny. Сейчас – Outlander.

Авторы говорят, их история не про модели машин. Она о месте и в первую очередь о русской смекалке. Они считают «Зелёнку» максимально интересной оптикой, через которую можно рассматривать историю современного Владивостока.

– Если навскидку, есть несколько сфер, с которыми ассоциируется наш край. Например, покупка и перепродажа вещей из приграничных китайских городов. Но японские машины – это тот индикатор Приморья, который выбрали мы, – говорит Алексей. – Мосты? Это скорее визуальный образ. За ними нет никакой истории, хотя об этом можно поспорить. Миллионка, Арсеньев? Это прошлое. Максимально интересное и богатое уникальными сюжетами, но в настоящем оно не резонирует так живо, как «Зелёнка». А тачки – действительно круто. И классно показать эту историю на стыке эпох – раньше у нас в городе был великий автобизнес, а сейчас – великая стройка. «Зелёнку» поджимают. Новое вытесняет старое. Это не значит, что старое уйдёт в никуда, оно перепридумает себя. Это тяжело и сложно, но всегда найдётся выход.

Немного странным кажется снимать кино про авторынок в тот момент, когда его начали активно разгонять. С декабря тут освобождают участок за участком, эвакуируют непонятливых и разбирают постройки, выросшие за эти 30 лет. Но в своём проморолике киношники говорят, что история «Зелёного угла» продолжается.

– Он ведь не весь закрыт, процентов тридцать осталось. И даже сейчас «Зелёнка» выглядит огромной. Так что снимать можно. И вообще, важна не локация, важна её история.

История «Зелёнки» действительно уникальна. В тяжёлые для страны годы, когда Москве было не до Приморья и его проблем, наши люди смогли без поддержки властей наладить многоструктурный бизнес, где работали и зарабатывали тысячи людей. Это история «про вопреки», а ещё она про свободу. Фильм затронет не только авторынок и историю его возникновения, когда по поддельному паспорту моряка машины из-за границы ввозили новоявленные коммерсанты, но и большое число сюжетов, связанных с «Зелёнкой» и развитием автоиндустрии в крае. Стритрейсинг, тюнинг, перегоны авто в регионы. Последнее – это целый криминальный триллер, достойный отдельного произведения. И оно, кстати, уже есть – спасибо легендарному сериалу Виталия Дёмочки «Спец».

У ребят есть спикеры на примете, но они продолжают поиск людей с уникальными историями о золотых годах «Зелёнки». В основной линии – перегонщик авто, приезжающий во Владивосток, чтобы купить «тачку на Зелёнке» и отвезти её новому владельцу в другой регион. Когда герой оказывается на авторынке, зритель проделывает путь в прошлое, переплетённое с настоящим в многослойном сюжете.

– Мы были на «Зелёном углу», когда там эвакуировали машины, – говорит Алексей. – И вот стоит человек, потерявший если не всё, то очень многое, чем жил долгое время. И это тоже будет один из наших героев.

Авторы рассчитывают поговорить и с правоохранителями – в автобизнесе было всякое, и криминал тоже. И «распил», и «утопленники» – такие машины тоже продавали. Ещё ребята хотели бы поснимать в Японии: оттуда ведь «Зелёный угол» и начался, с огромных авторынков подержанных авто. Получится ли – вопрос.

Многих от слов «документальное кино» клонит в сон. Но Алексей и Вусал говорят – у них отличная фактура, это и подкупило жюри. Ещё во время предпитчинга ребятам сказали: у вас готовый продукт для онлайн-платформ.

Представители онлайн-кинотеатров были в жюри на питчинге, сейчас с ними ведутся переговоры. Сама по себе победа в питчинге не предполагает финансирования. Это своеобразные смотрины. Теперь платформы должны захотеть вкладывать деньги.

– Что мы будем дальше делать? То же, что и до питчинга. Работать, – говорит Алексей. – Мы, собственно, и без платформ были настроены реализовать проект во что бы то ни стало. Такой был план – двигаться даже без финансирования. Но сейчас нам представляется хорошая возможность заниматься исключительно творчеством, не занимаясь поиском денег – конечно, если переговоры с платформами закончатся успешно.

Изначально ребята работали над другим документальным проектом – циклом фильмов про спорт в горячих точках. Первый выпуск планировалось снять в Кашмире, авторы хотели показать, как в сложных условиях люди находят смысл продолжать жизнь и радоваться мелочам. Всё было готово для старта, но съёмки сдвинулись из-за изменений в календаре матчей индийской футбольной лиги. К проекту планируют вернуться к концу года. Зато возникшая пауза помогла авторам оформить давно интересовавшую их идею документального фильма про «Зелёный угол» и податься с ней на питчинг.

На питчинге приморцы конкурировали с разными проектами – и уже готовыми к съёмкам, и требующими доработки. К высокой оценке они относятся просто как к грамоте, о которой можно упомянуть в портфолио. Победителей объявлял известный документалист Сергей Мирошниченко, снявший знаменитый цикл «Рождённые в СССР». Так вот он был недоволен зелёным проектом и сказал, что он таит в себе определённый риск. Авторы уверяют, что восприняли критику как хороший редакторский совет признанного мастера, но в то же время – как творческий вызов.

– Мы молодые, нас нужно пинать, – говорит Алексей. – Мы это воспринимаем абсолютно нормально. Я вот по своей работе сценаристом вижу, как люди неправильно реагируют на критику. Может, потому что я на редактора учился – я люблю, когда мой проект могут полностью уничтожить, но, если мы уловили какое-то здравое зерно, мы вцепимся в него и на его основе взрастим на порядок качественнее. Наша идея для платформ, а они чаще готовы идти на риски.

Поиском денег сейчас озабочен продюсер, а у Алексея и Вусала – только творчество. Кроме платформ, могут быть частные инвестиции, или деньги от продакшенов, которые становятся посредниками между творцом и платформой.

– Возможно, у людей, кто прочитает этот материал, есть классные истории про «Зелёный угол» – будем рады, если они поделятся с нами, – говорит Вусал. – Мы делаем важный проект о любимом городе и крае, который увидит вся страна. Чем больше уникальной фактуры будет собрано, тем лучше будет результат. Этот проект точно не про деньги. Нам важно сделать классную историю, мы ведь дебютанты.


Обсудить в Telegram
 — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru Продюсер Анна Гаспарян во время выступления — newsvl.ru Объявление победителей питчинга, диплом вручает Сергей Мирошниченко — newsvl.ru  — newsvl.ru
 — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru Продюсер Анна Гаспарян во время выступления — newsvl.ru Объявление победителей питчинга, диплом вручает Сергей Мирошниченко — newsvl.ru  — newsvl.ru
Пришлите свою новость
Полная версия сайта