Одним из заметных событий общегородской «Ночи музеев» во Владивостоке станет новая выставка в Главном корпусе Музея-заповедника истории Дальнего Востока им. В. К. Арсеньева – «Сны Сибири». Чуть раньше горожан в чудо сибирской мифологии и сакральных символов Приуралья, Сибири и Дальнего Востока погрузились журналисты и специальные гости. Рассказываем, почему её стоит посетить.
«Сны Сибири» размещаются в пяти тёмных залах с рисующим светом и специально написанным для выставки саундтреком. Это и древние артефакты, найденные в сибирских и дальневосточных землях, и современное прочтение загадочных и малоизвестных мифологем коренных народов, и воссозданные копии экспонатов, которые нельзя было перевозить из других музеев. Но копии можно (а некоторые даже нужно) потрогать.
Впервые её показали в октябре 2022-го – мае 2023 годов в Государственном историческом музее в Москве. Она вызвала интерес публики. Кураторы, фонд «Таволга», говорят, что в книге отзывов было очень много посланий именно от сибиряков и дальневосточников, которые с восторгом обнаруживали в экспозиции артефакты из «своих» музеев. Так её решено было привезти и на Дальний Восток, но уже в другом формате, где все экспонаты зрителю как бы знакомы, но открываются с новой стороны.
Выставка начинается с Вводного зала, где со стены, прямо из-под потолка на посетителя посмотрит сама Сибирь. Она разная – с горами, лесами, туманами, чуть раскосыми глазами и полными губами. В этой скульптуре отображено прошлое, причём очень далёкое, красивое настоящее и непредсказуемое будущее. Она – проводник гостей, которые придут на выставку. Кураторы говорят, что это собирательный образ того, что происходило на огромном пространстве Евразии.
«Образы сопровождающих символов выставки складывались не очень долго – понимаете, мы ограничены временными рамками создания самой выставки, – смеётся главный художник-оформитель Павел Бирюков. – Основа сопровождения выставки была всё-таки не главной, не главнее экспонатов. Подлинники древнего и современного искусства просто ими оформлены. Всё решается за счёт света и звука. Всё оформление привлекает внимание к главным объектам, причём как маленьким, так и крупным. Маленькие объекты мы сделали в виде тактильных копий, крупные формы постарались максимально качественно отсканировать, сделать полные копии с элементами научной реконструкции. Это тоже огромный опыт для выставочной деятельности. Вся выставка, одним словом, это опыт, который поможет развиваться и нашей команде, и другим организаторам выставок».
На выставке посетитель совершит путешествие во времени и пространстве через лес с его шаманами, медведями и Бабой-ягой с вечной Избушкой на курьих ножках, через горы с крадущимся саблезубым тигром, окажется в степях, где гонит добычу Царская охота. Для каждой зоны есть свой «звериный» проводник – медведь, лось, олень, конь или волк.
«Наша выставка – это нестандартный подход к археологическому материалу, попытка показать его через призму и в связи с современным искусством, – объясняет Василий Новиков, один из кураторов выставки «Сны Сибири». – Это не буквальная выставка, что следует из названия. Сны – это пространство, в которое мы погружаем человека, где посетитель может соприкоснуться с какими-то яркими явлениями в культуре, археологии, разбросанными на огромном массиве пространства от Урала до Дальнего Востока. Поэтому и Сибирь здесь – понятие очень широкое».
Некоторые предметы для выставки взяли из дальневосточных музеев. Другие приехали сюда впервые. Это вещи, подобранные с определённой задачей – показать стиль, образ человека, его мироощущение примерно за 9 тысяч лет. Но все они определённо показывают, насколько древние корни у сибиряков и дальневосточников и как прекрасна была их культура.
«Эта выставка для каждого, и мы считаем, что не для одного раза. Я буду очень рад, если посетитель, пройдя залы, вернётся в них вновь – что-то поближе посмотреть, найти для себя близкие по духу образы», – говорит Василий Новиков.
Смотреть экспозицию можно по-разному. В ней есть географический принцип – гость пройдёт через зону леса, лесостепи, предгорий. Есть хронологический принцип – от средневековья, от Пермского звериного стиля, до эпохи неолита. Инклюзивность, то есть возможность потрогать некоторые экспонаты, став как будто археологом – то есть тоже прикасаясь к истории в буквальном смысле.
Предметы подобраны специально, чтобы точечно показать работу мастеров, которых с нашими современниками разделяют тысячелетия. Некоторые предметы есть в оригинале, а рядом установлена увеличенная тактильная копия. На выставке нет предметов из драгоценных металлов, только из природных – тоже специально, чтобы показать, как древние мастера передавали пластику объектов.
Здесь можно взглянуть в лицо Амурской Венере (Кондонской Нефертити), посмотреть на маску шамана, познакомиться с образами уникального Пермского звериного стиля. Большое пространство занимают копии окунёвских стел – это хакасские «тотемы», вертикальные камни с выбитыми на них антропоморфными или животными мотивами. Привезти оригиналы через полстраны, конечно, было невозможно. Но для выставки «Сны Сибири» специально сделали копии. Оригинальные стелы были отсканированы во всех проекциях, затем на этой основе изготовили выставочные экспонаты с усиленной орнаментацией, чтобы можно было увидеть сразу много камней в одном месте. Кураторы этой идеей очень гордятся, ведь расположенные таким образом стелы позволяют увидеть сразу все образы устройства мира древних людей.
«Я хочу поблагодарить всю команду музея имени Арсеньева, – говорит руководитель Фонда развития науки и культуры «Таволга» Марина Бондарева. – Мы много месяцев вместе работали над этой выставкой. Во Владивосток мы приехали расширенным составом по сравнению с первой выставкой в ГИМ. Здесь представлены экспонаты из музеев Ханты-Мансийска, Сургута, Читы, Сыктывкара, Читы, музеи и научные институты из Новосибирска, Минусинска, Абакана, Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Чердыни и Владивостока. Вот эта география, которую я сейчас нарисовала, она говорит о масштабе той территории, которая в древности называлась «за Камнем» (то есть за Уральскими горами. – Прим. Новостей VL.ru). Это Урал, Сибирь и Дальний Восток – они играли невероятную политическую и экономическую роль. Нашим проектом мы хотели показать, что это не только торговые пути и полезные ископаемые, но это и сокровищница древнего искусства. Люди, которые здесь жили в древности, оказывали влияние на весь мир. Это был плавильный котёл эпох и цивилизаций. Но, что удивительно, открывать эту землю в культурном плане стали относительно недавно, во времена строительства Транссибирской магистрали».
Ещё одним героем выставки стал современный художник – Даши Намдаков. Вместе с археологами он работает со смыслами. Бурятский мастер, бережно относящийся к буддийскому символизму, считает, что древнее искусство, представленное на выставке, – совершенное. Здесь много и его скульптур, демонстрирующих связь прошлого и настоящего. Одна из самых примечательных – «Царская охота». Четырёхметровый оригинал установлен на берегу Енисея в Тыве.
Скульптура воспроизводит эпизод из древней истории Тывы. В образах всадников узнаются Царь и Царица, чьё захоронение было обнаружено в кургане Аржаан-2. Она, несомненно, азиатская – тонкие линии лошадиных ног, конных луков, соколиных крыльев. Сам Даши рассказывает, что когда создавал эскиз этой скульптуры, многие переживали – её же сломают. Но действительность превзошла ожидания: летящие всадники настолько понравились жителям Кызыла, что они стали сами её охранять и беречь от любых проявлений вандализма. А многие, глядя на Царскую охоту, впервые заинтересовались историей родной земли.
Выставка «Сны Сибири» открывается для посещения 18 мая, в «Ночь музеев». Продлится она до октября, и за это время будет проведено несколько образовательных встреч и, конечно же, кураторских экскурсий.