Новости Владивосток

Культурный код на миллион: ювелир из Владивостока выиграла конкурс дизайна украшений среди мастеров Дальнего Востока и Арктики

Ювелир из Владивостока Светлана Пархомчук выиграла конкурс дизайна украшений Дальнего Востока с коллекцией «Эндемики». Она представила серьги, кольца и подвески в этническом стиле с использованием древних символов, характерных для нашего региона. Светлана занимается ювелирным делом уже десять лет – делает необычные вещи из местных материалов, стёкол, бетона и винтажных элементов. За победу в конкурсе девушка получила миллион рублей, которые направит на развитие дела.

В мае в Архангельске прошёл финал «Арктической стартап-экспедиции: Дальний Восток и Арктика России (АСЭ ДАР)» в направлении «Дизайн украшений». Участники представили уникальные ювелирные проекты из различных материалов. Всего на конкурс поступило более 80 заявок. Из них на конкурс было отобрано десять лучших проектов из Владивостока, Артёма, Якутска, Улан-Удэ и Архангельска.

Победителем стала Светлана Пархомчук из Владивостока, создавшая украшения в этническом стиле с использованием древних символов региона. Её работы из латуни и стекла вдохновлены историей и культурой Дальнего Востока. Победитель конкурса получила 1 млн рублей и приглашение на Форум креативных индустрий ДФО.

Стекло и бетон

Света занимается ювелирными украшениями около 10 лет, а начала практически случайно – захотев для себя необычное кольцо и не найдя возможности его купить.

«Мне не давали покоя морские стёкла, я всё хотела в ними колечко, – рассказывает Светлана. – Но тогда я ничего руками делать не умела, поэтому, конечно, не понимала, как его создать. Хотела заказать у ювелира, узнала цены и думаю – нет, так не пойдёт. Почему-то меня эта мысль зацепила, как никогда раньше ничего не цепляло. Решила попробовать сделать что-то сама и почему-то из бетона. Не знаю, как прошла трансформация мысли от стекла до бетона, но из картона я скрутила кубик, добыла немножко цемента, залила эту простую форму, через два дня достала, а она идеальная! Выставила в свои соцсети, его тут же купили. И говорят – ещё хотим. Сделала ещё – тоже купили. Потом был один из первых Creative Spot, я подала туда заявку. И тоже там всё раскупили. И как-то неожиданно для меня появился высокий спрос, и я стала этим заниматься».

Довольно долго Светлана делала украшения из бетона, создала собственную марку Present Simple. Прошла короткие ювелирные курсы во Владивостоке, получила базовые знания о работе с металлами и основах ремесла. Но мысль о кольце с морским стеклом покоя не давала.

«Пройдя курсы, купила базовый ювелирный набор и дома по роликам из Ютуба спаяла первое ювелирное кольцо с морским стеклом, – вспоминает девушка. – И его тоже тут же купили. Может, если бы не было спроса, я бы ничего не стала делать. Но при этом всё время чувствую, как я этим горю. И до сих пор ночью засыпаю с мыслями «а тут вот так соединю», «а вот это ещё можно попробовать». Это совпадение того, что мне очень нравится и что пользуется спросом. Я не делаю украшения на заказ, только с минимальными правками. Например, сделать такое же, но с другим стеклом, камнем».

Под руками Светланы появляются любые украшения: серьги, браслеты, подвески, кольца. Эскизы она не рисует, только технические наброски соединения деталей. Всё из головы, но от мысли до готового изделия может пройти немало времени – например, если пока нет понимания, как это сделать, или есть текущие задачи, которые надо завершить в первую очередь. Может пройти и год.

А вот изготовление самого изделия зависит от техники. Есть ручная работа, есть литьё. Ручная – это когда с нуля из слитка металла создаёшь нужный профиль и спаиваешь горелкой. Так можно готовую форму сделать за день. А литьё требует предварительного создания 3D или восковой модели, которую ювелир затем отдаёт в мастерскую. Там по этой форме делают заготовку, которую требуется полностью обработать, она далека от итогового результата. И такое изготовление чаще всего занимает гораздо больше времени.

«Эндемики»

На конкурс ювелиров Светлана подала коллекцию «Эндемики». Эту коллекцию она называет «проект моей души» – он о древних символах, уникальных знаках и особом культурном коде, который есть только в Приморье.

«Коллекция «Эндемики» тоже пошла некоторым образом от морского стекла, – говорит ювелир. – Мне стало важно сделать что-то, привязанное к нашей земле, вшитый культурный код. Это не просто коммерческая вещь, украшение без смысла. Я ходила в Музей Арсеньева, музей на Пушкинской, смотрела на эти артефакты и думала – почему с этим никто ничего не делает? Это же так круто! Все эти маски, концевые черепицы – они выглядят максимально самобытно. И как будто все эти штуки просятся на украшения. Они могут быть не просто музейным артефактом или картинкой из учебников истории. Это может и должно стать модным, чтобы через украшения можно было рассказать о нашем крае. И чтобы туристы увозили с собой не только магнит на холодильник».

Первые работы в таком стиле тоже нашли своих покупателей, но сначала это не было коллекцией, а отдельными украшениями с отсылкой к средним векам, когда Приморье населяли чжурчжэни и бохайцы.

«В основном я работаю со средневековьем, они оставили самое большое культурное наследие, – поясняет Света. – Я просто поражаюсь с этих ребят, честно говоря. Каждое столетие их там вырезали, угоняли в рабство, а они успевали за это время, находясь в не самых простых условиях, выточить из камней черепах и построить храмы с резной черепицей, каждая со своим узором! Вообще они украшали свои изделия растительными орнаментами и зооморфными. В коллекции пока десять работ. Есть подвеска – символ лотоса с черепицы Абрикосовского храма. Рыбки по мотивам находок с Шайгинского городища. Есть образ Хранителя – это жутковатая маска из Музея Арсеньева, мне она очень нравится. Есть ожерелье по мотивам пряжек, которыми украшали костюмы».

Основу коллекции составляет латунь. Большинство музейных артефактов бронзовые, но этот металл мастеру не по душе – не тот оттенок и жёстче.

«Мне важно, чтобы от украшения шло ощущение, будто оно всегда существовало, оно вне времени, а не только вот сделано, – говорит Светлана. – А латунь как раз со временем окисляется, темнеет, покрывается патиной. Но с каждым владельцем она ведёт себя по-разному: у кого-то не окисляется, у кого-то патина в зелень или синеву уходит. Это очень круто, мне нравится. Бывают точечные серебряные акценты. Ещё стараюсь камни брать, связанные с Приморьем. Амурский агат, например, кварц. Жемчуг или нефрит – китайцы любили делать украшения из них. Добавляю ещё морское стекло или винтажные бусины. У меня уже есть свои поставщики сырья, с которыми я работаю. В мастерской для меня специально сделали классный и очень комфортный состав латуни. Получается красивый, золотистый цвет».

Планы на миллион

Как узнала о конкурсе, Светлана уже не помнит, но как-то он появился в информационном пространстве. А в положении к нему было указано, что культурный код региона приветствуется. Подумала, что это как раз и есть основная задумка всех её работ, и подала заявку.

«В конкурсе участвовали сильные мастера из Якутии и Бурятии, а там-то с культурными кодами всё в порядке! – смеётся девушка. – Из Приморья нас было трое, причём все мы отливаемся в одной мастерской. Всего участников было больше 80, а в финал прошли 10 человек. Честно говоря, я ехала в иллюзии, что конкуренция будет не очень сильной, ведь конкурс только начался. Но это оказалось не так. Ребята из Якутии, например, всем ювелирам ювелиры! Все приехали с культурными кодами, конечно же, с презентациями красивыми. За день до финала делали прогон, все увидели презентации друг друга. Я смотрела на них и думала – что ты тут делаешь вообще… Люди год вырезают меч драконами, и я тут со своими подвесками».

Для конкурса мало было изготовить изделия, нужны были ещё эскизы и та самая презентация в «красивой упаковке». Очень сложно для мастера, который рисует украшения в своей голове.

«Если бы я это нарисовала всё как-нибудь на бумажках, конечно же, никуда бы не прошла, – считает Света. – Надо было подать круто. Поэтому нашла художницу из Мариинского театра, Лену Борзенко. Она мне по готовым изделиям всё отрисовала. Это тоже сыграло мне в плюс. Конкурсные вещи уже на продаже – чтобы проверить саму идею коллекции, я сразу выставила несколько изделий, понять, насколько они пользуются спросом. И некоторые из них уже были проданы к финалу конкурса, о чём я тоже сказала жюри».

Сильное жюри, сильные конкуренты – и только одна номинация и одно первое место, без всяких вторых и третьих.

«К моменту объявления победителя я была уже выжата, – вспоминает Светлана. – Были стрессовые условия, жёсткий тайминг, плюс перелёт. Прогон, потом ужин с жюри, где нам дали правки по нашим презентациям, которые нужно было внести. В общем, ночью накануне финала мы спали очень мало. Начали объявлять с конца, дарили призы от партнёров. Назвали фамилию – значит, уже не финалист. И в итоге осталась я. Когда назвали фамилию, у меня навернулись слёзы от стресса и от радости. Для меня это был такой знак, что я на правильном пути. Это подарок от Вселенной – ты молодец, ты выбрала правильный путь, вот тебе отметочка».

Приз – 1 млн рублей – целевой. Его нужно направить на развитие своего дела. Светлана планирует вывести «Эндемики» в отдельный бренд, создать для него ярлыки и упаковки, особенную фурнитуру. А чтобы делать больше украшений – делегировать часть работы в мастерскую и улучшить собственную техническую базу.

«Если найду подходящее помещение, то хотела бы сделать совмещённую мастерскую и маленький шоу-рум, – делится Света планами на миллион. – Пока приходится работать дома, а ювелирка – это не очень чистое занятие. Всегда пыль, частицы, работаю в очках и маске. Я работаю без перчаток, потому что они наматываются, поэтому никакого маникюра. Заказы тоже надо отрабатывать. Я продаю их в трёх магазинах в городе, там всё быстро забирают, и я не всегда успеваю добавлять что-то новое. Хорошие продажи через соцсети, когда сама выкладываю какое-то готовое изделие или люди у покупателей в сторисах видят, пишут мне и просят сделать такое же или подобное. Это точечная история, но с таким потоком я справляюсь. У меня есть интернет-магазин, но он почти пустой, потому что я продаю через соцсети быстрее. Для «Эндемиков» хочу сделать отдельное доменное имя и туда загрузить то, что можно сделать. И, возможно, добавить туда какой-то мерч».

Финала ни у коллекции, ни у владивостокского ювелирного бренда пока нет – тема местной культуры и богатство её наследия неисчерпаемы.


Обсудить в Telegram
Подвеска с чжурчжэньским зооморфным символом. Фото предоставлено Светланой Пархомчук — newsvl.ru Подвеска – чжурчжэньская рыбка. Фото предоставлено Светланой Пархомчук — newsvl.ru Серьги из коллекции «Эндемики». Фото предоставлено Светланой Пархомчук — newsvl.ru Эскиз Елены Борзенко. Фото предоставлено Светланой Пархомчук — newsvl.ru Подвеска по мотивам черепичного декора. Фото предоставлено Светланой Пархомчук — newsvl.ru Эскизы рисовала художница Мариинского театра. Фото предоставлено Светланой Пархомчук — newsvl.ru Светлана Пархмочук выиграла конкурс ювелиров Дальнего Востока. Фото предоставлено Светланой Пархомчук — newsvl.ru На конкурс было подано более 80 заявок. Фото предоставлено Светланой Пархомчук — newsvl.ru
Подвеска с чжурчжэньским зооморфным символом. Фото предоставлено Светланой Пархомчук — newsvl.ru Подвеска – чжурчжэньская рыбка. Фото предоставлено Светланой Пархомчук — newsvl.ru Серьги из коллекции «Эндемики». Фото предоставлено Светланой Пархомчук — newsvl.ru Эскиз Елены Борзенко. Фото предоставлено Светланой Пархомчук — newsvl.ru Подвеска по мотивам черепичного декора. Фото предоставлено Светланой Пархомчук — newsvl.ru Эскизы рисовала художница Мариинского театра. Фото предоставлено Светланой Пархомчук — newsvl.ru Светлана Пархмочук выиграла конкурс ювелиров Дальнего Востока. Фото предоставлено Светланой Пархомчук — newsvl.ru На конкурс было подано более 80 заявок. Фото предоставлено Светланой Пархомчук — newsvl.ru
Пришлите свою новость
Полная версия сайта