Новости Владивосток

Лысые газоны, пыльные бури и открытые мусорные баки: откуда на улицах Владивостока берётся грязь

Грязь на дорогах и тротуарах, пыль, пакеты на кустах и деревьях, мелкий мусор на газонах – такая проблема есть и в центре Владивостока, и тем более на его окраинах. 60% участников опроса VL.ru считают наш город грязным. Эксперты, с которыми мы поговорили, подтверждают проблему, отмечая, что есть несколько типов грязи в городе, и у каждого – свои причины и «авторы». А значит, и свои пути решения.

Первый тип – грязь, пыль и грунт на дорогах и тротуарах. Плюс то там, то здесь можно наткнуться на какое-нибудь месиво глины после ремонта на сетях. Второй тип – мусор, пластиковые бутылки, пакеты, упаковка на газонах, откосах и других городских территориях. Ну и, наконец, третий, – свалки, которые вдруг обнаруживаются то на пляже, то в лесочке или то в других местах отдыха.

Голая земля

«Грязь в городе – это всё незакрытая земля, обочины, а также места, где растут деревья, но нет газона. В переходные сезоны это всё становится грязью и пылью», – считает Аида Закирова, ведущий архитектор концептуального бюро «Море».

О незакрытом грунте говорят многие эксперты.

«В городе в принципе не должно быть ни одного квадратного метра незакрытого грунта, – считает Асад Кадыров, руководитель архитектурного бюро «Брикс» (в послужном списке компании – проекты сопки Бурачка, озёра на Сафонова, сквера Китёнок и другие). – Про такой подход узнал много лет назад, когда попалась в руки книга в переводе на русский о проектировании городской среды во французском городе Монпелье – это было моё первое знакомство с принципами урбанистики. Потом, будучи за рубежом, много раз подтверждал всё это, разглядывая в деталях улицы, примыкания, дорожки, бордюры, дренажи. Теперь эти нормы начинают осознавать и внедрять и у нас. Но специалистов в этой области наперечёт».

Кроме тотально закрытого грунта, архитектор считает, что каждый откос в нашем городе должен внизу иметь дренаж – технологический «пирог», куда будет уходить вода. И тогда грунт не будет стекать с дождём на дорогу или тротуар.

Почему это не делается? Дело в деньгах, технологиях, специалистах. Массовое осознание не пришло даже к проектировщикам. Отмечают и устаревшие строительные нормы, которые требуют корректировки в соответствии с современными трендами.

Покрывать грунт и укреплять откосы можно как грамотным ухоженным плотным газоном (что очень недёшево и хлопотно, потому что он требует посева, подкормки, полива, его нужно беречь от реагентов), так и другими методами – крупным или мелким гравием, природным камнем, древесной щепой, объёмной георешёткой либо брусчаткой, оставляя необходимые по площади участки для деревьев, которые, кстати, также необходимо накрывать приствольными решётками.

К слову, центр Владивостока выглядит гораздо более чистым именно потому, что в силу разных обстоятельств территории здесь максимально замощены.  Увы, на остальных территориях сейчас гектары «зелёных зон» – нередко просто лысые утоптанные территории либо участки с сорной травой и проплешинами. Да, ценность зелёных зон в городе трудно переоценить, но если бюджет не позволяет содержать такие зоны в нормальном виде – может, в ряде случаев лучше замостить всё это богатство, чем месить грязь и чистить засоренные ливнёвки?

«Открытый грунт – действительно, одна из первых в списке причин грязи и пыли в городе, – подтверждает главный архитектор архитектурной компании «Оферта – Диалог» Евгений Бурлака. – Но совсем закатать в асфальт такие зоны не получится – в нормах градостроительного проектирования прописан минимальный процент озеленения для разных зон и земельных участков, в среднем – плюс-минус 30%. Так что надо искать варианты, как закрыть этот грунт».

К слову, если говорить всё-таки о сохранении растительности, ландшафтные дизайнеры и экологи в разных городах и странах всё чаще говорят о больших и малых луговых территориях в разных локациях города, где произрастает разнотравье, и всё это не требует покосов раз в две недели.

«На мой взгляд, незакрытая почва как источник загрязнения несколько переоценена. Много проблем в этом плане возникает из-за вывоза той же глины на колёсах со строек и неудобий (пустырей. – Прим. ред.), – считает кандидат биологических наук, один из создателей ландшафтной территории Приморского океанариума, предприниматель, руководитель питомника декоративных растений Аркадий Безделев. – Плюс дожди и тайфуны – ливневый выброс грунта со склонов предотвратить крайне сложно и дорого. Кроме того, есть такой фактор – пыльные бури из Китая, каждая из которых может принести гораздо больше мелкодисперсного материала, чем эрозия неозеленённых участков».

Заглублённые тротуары

«Тротуары у нас устроены по принципу дорог, когда с двух сторон находятся бордюры, и во время дождя они превращаются в реку. Если на проезжей части где-то предусматривается ливневая канализация, то во дворах у нас она часто не работает или просто её нет, особенно в старой застройке, поэтому очень часто и дороги, и тротуары там превращаются в места скопления грязи и пыли. Они туда наносятся ветром, дождём, и им просто некуда уходить. Дорожки и тротуары нужно делать как в Нагорном парке, когда их поверхность находится выше, над почвой, и все осадки стекают туда. А грунт с газонов, в свою очередь, не попадает на тротуар», – уверен Виталий Гречанюк, председатель совета ТОС «Патрокл-Сочинская».

«Да, важно, чтобы уровень газона был ниже уровня тротуара, – подтверждает архитектор КБ «Море» Аида Закирова. – Газон ещё выполняет и функцию сбора воды и её удерживания. Если соблюдать отметки вертикальной планировки, чтобы уровень зелёного участка был ниже тротуара, то вода будет скапливаться на нём, влагу будут поглощать земля и растения, не будет переливов на дорогу. Сейчас на многих участках уровень газонов не соблюдён: он либо вровень с тротуаром, либо вообще выше. И в осадки вода перенаправляется на автомобильную дорогу, образуются лужи, а потом вода с грунтом попадают в ливневую канализацию».

Парковка на газонах

Ещё один источник грязи – парковка машин на зелёных зонах или тех самых лысых пустырях. Колёса уничтожают остатки травяного покрова и плодородного слоя, всё это превращается в мешанину, а затем выносится на дороги в виде глины и грязи.

Выход? Отнюдь не только штрафы, но и грамотное проектирование этих самых зелёных зон.

«Чтобы автомобили там не парковались, стоит применять различные архитектурные приёмы – болларды, столбики, ограждения, перепад высот – чтобы водители физически не могли туда заехать», – считает главный архитектор архитектурной компании «Оферта – Диалог» Евгений Бурлака.

Во Владивостоке всё это тоже применяют – там, где есть что спасать и защищать, где проведено благоустройство, есть полноценные клумбы. Устанавливать болларды (малые архитектурные формы – столбики, полусферы и т. п. для ограничения проезда транспорта. – Прим. ред.) на глинистом пустыре – власти вряд ли считают уместным решением.

Песко-соляная смесь

Многие специалисты также отмечают ещё один источник пыли и грязи: зимой лёд и снег посыпают песком, а весной далеко не сразу и не везде его собирают городские коммунальные службы. Конечно, в этом смысле центру города везёт намного больше, здесь пылесосы чистят улицы гораздо чаще, чем в спальных районах и на окраинах, где тонны песка и пыли может месяцами поднимать и разносить ветром, пока сюда не доберётся коммунальная техника.

Выход? Не стоит, наверное, рассказывать про страны Европы, где в качестве реагента используют мраморную крошку, которую по весне собирают, промывают и оставляют до следующего сезона – уж слишком экзотично это для нас звучит. Но запускать технику ранней весной не только по центральным районам, но и по отдалённым – наверное, вполне возможно.

Разрытые траншеи

Ещё один проблемный вопрос – ремонт сетей: после вскрытия грунта благоустройство проводится далеко не сразу. А если учесть, что сотни прорывов возникают зимой, а восстановление покрытия начинается в лучшем случае весной-летом, остаётся ждать лучших времён – когда основная часть труб будет заменена. В мэрии отмечают – такая работа активно идёт. Но до нормализации ситуации ещё очень далеко. Городские власти делают многое, чтобы заставить сетевиков асфальтировать быстрее, но объёмы работ так велики, что требуют времени, денег, техники и трудовых ресурсов. С чем всегда проблемы.

Мусор

«Если мы говорим о бытовом мусоре, то весь он от самих жителей. Его не забрасывают на косогоры нашего города беспилотниками, он летит туда из окон машин, выносится из подъездов многоквартирных домов и благополучно существует на наших улицах. Мне это напоминает вечную борьбу света с тьмой, как в книжках Лукьяненко. Одни стараются закидать город мусором как можно сильнее, а вторые стараются его убрать как можно быстрее. Первые нам неизвестны, они держатся в тени и не афишируют свои поступки, вторые – это небезразличные горожане, выходящие на субботники, коммунальные службы, дворники администрации и управляющих компаний. Это бесконечный процесс. Причём многие не задумываются, что дворникам платят из общего бюджета, за счёт всех горожан», – отмечает Антон Савенко, депутат Думы Владивостока.

«Пакеты на деревьях и весь перемещающийся мусор – это всё незакрытые контейнерные площадки и урны. Сейчас есть современные мусорные площадки, которые находятся под землёй, а наверху – красивые чистые контейнеры. Ты подходишь, нажимаешь, скидываешь свой мусор вниз. Птицы, кошки, собаки и ветер не разносят его по городу. Сейчас, даже если на обычных контейнерах есть крышки, люди брезгуют ими пользоваться, и они в основном остаются открытыми. Нужно внедрять новые технологии в городское управление. Можно начать с того, чтобы в новых жилых комплексах использовать закрытые контейнерные площадки. В рамках программы «1000 дворов» можно было бы модернизировать площадки ТБО, например, строить для них закрытые павильоны или навесы», – предлагает Аида Закирова, ведущий архитектор концептуального бюро «Море».

«Площадки для ТБО должны быть оборудованы забором с трёх сторон, с твёрдым основанием. С учётом нашего климата рекомендовал бы ещё навес, и это необходимо ввести в норматив, в правила благоустройства – наверное, это нужно предложить нашим депутатам», – рассуждает Виталий Гречанюк, председатель совета ТОС «Патрокл-Сочинская».

Время от времени возникает проблема своевременного вывоза мусора с площадок возле жилых домов – техника нарушает графики, бытовой мусор вываливается из контейнеров. Также подолгу может не вывозиться крупногабаритный бытовой мусор, коробки, доски. В конце мая на заседании Общественного совета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства в мэрии руководитель КГУП «Приморский экологический оператор» Алексей Борисов жаловался: на предприятии не хватает водителей мусоровозов.

Здесь без постоянного контроля административных органов и общественности, видимо, не обойтись.

Несанкционированные свалки – отдельный вопрос. Их оставляют сами горожане после пикников – увы, культура людей не на высоте, и многие свято верят, что в каждом лесу и на каждой прибрежной территории должен быть контейнер для мусора (хотя есть территории военные и неразграниченные – откуда вообще непонятно, кто и когда должен вывозить мусор). Поэтому привезти на отдых пол-багажника закуски – нормально, а вывезти пакет упаковки – уже тяжело. Метод борьбы – просветительская работа. Ну и установка дополнительных контейнеров – хотя бы в районе массового отдыха, например, как при заезде к мысу Тобизина.

Что могут горожане

Месяц назад редакция Новостей VL.ru проводила блиц-опрос на тему мусора. На камеру горожане и туристы говорили, что в целом Владивосток выглядит чистым: центр вполне в приемлемом состоянии, хотя в отдалённых районах и пригороде ситуация хуже. А вот анонимный онлайн-опрос показал другие результаты: 60% жителей считают город грязным. В комментариях люди писали, что грязно и в центре, и в спальных районах: грязные фасады зданий, витражи, фонари, лестницы, косогоры, дороги и тротуары. Отмечали, что много открытого грунта, и ветер гоняет пыль по улицам. А из мусора чаще замечали окурки, обёртки и пакеты.

Конечно, многие проблемы можно решить только системно: скажем, изменить подход к проектированию городских территорий и зон благоустройства, привлекать к такой работе современных специалистов. На сегодня подобные проекты во Владивостоке создаются пока лишь штучно – либо в рамках федеральных, краевых или городских программ, либо на средства меценатов – как Нагорный парк или набережная на Патрокле. Но пока даже общественный запрос на это не очень сформирован.

Но кое-что в силах сделать и сами жители. Можно собраться на субботник, засеять травой двор, перестать парковаться на зелёных зонах, никогда-никогда не оставлять мусор на пляжах или в лесу после пикников, сделать замечание соседу, который кидает окурки с балкона. Можно начать разделять пластик, стекло, жесть и другие отходы, чтобы уменьшить объёмы мусорных мешков.


Обсудить в Telegram
Пришлите свою новость
Пришлите свою новость
Полная версия сайта