Зарождение и упадок приморского рока, который случился после массового отъезда популярных музыкантов, обсудили на сессии «Есть ли место историям Владивостокского рока во Владивостоке. 90-е, 00-е – как это было?» на Дальневосточном музыкальном форуме. Участники прошлись по всем этапам жизни местного рок-клуба и попытались сформулировать причины этих событий.
Тема преемственности поколений приморских рокеров поднималась ещё на прошлогоднем Дальневосточном музыкальном фестивале. Тогда прозвучало мнение, что современное молодое поколение музыкантов слабо знакомо с историей рок-движения во Владивостоке.
В этом году дискуссию решено было продолжить, тем более что скоро в ЦСИ «Артэтаж» откроется ретроспективная выставка, посвящённая року. Чтобы охватить события максимально полно, на встречу пригласили представителей разных игроков рынка того времени: от самиздатовского журнала «Штучка» (Наталья Баранова, тогда автор издания, а сегодня начальник информационно-аналитического отдела в Дальрыбвтузе) и телевидения (Сергей Соловьев, ныне и. о. директора ЦСИ «Артэтаж») до концертных площадок (бывший арт-директор BSB Татьяна Каркавина) и музыкантов (игумен Климент, в прошлом участник многих владивостокских групп).
Иосиф Штительман, ныне уважаемый психолог, а в советское время диджей с профессиональным удостоверением, связывает зарождение рок-движения во Владивостоке с большой амбициозностью его жителей. Ещё в 1984 году, за два года до открытия местного рок-клуба, во Владивостоке уже проводились встречи читателей музыкальной рубрики газеты «Тихоокеанский комсомолец».
«Рок был востребован до взрыва популярности «Ласкового мая», который потеснил эти группы. А для того, чтобы самовыразиться, многого не надо было: достаточно было крикнуть, что такой-то чиновник – плохой, и это уже был протест. Музыки там было мало, а энергии было много. А потом уже кто поталантливее и помелодичнее оставались», – рассказал Иосиф Штительман.
Говоря о причинах спада владивостокской рок-волны в начале нулевых, Иосиф Штительман отмечает, что артистов тогда привлёк пример «Мумий-Тролля», который вышел на федеральный уровень, однако многим группам просто не повезло.
Отец Климент (в миру Сергей Кривоносов) рассказал, что приехал с Урала на фестиваль во Владивосток в 1999 году, да так тут и остался. Он и его товарищи по группе оказались востребованы в роли сессионных музыкантов, однако сам город тогда поразил его в первую очередь своей культурной и социальной средой.
«Важно, что в тот момент все, кто играл тут какую-то роль, были молодые. Мы сразу заметили разницу, потому что на Урале директора радиостанции, клуба или СМИ все были серьёзными людьми, к которым страшно было подойти. А здесь все были примерно нашего возраста, мы слушали одно, и очень легко было навести связи», – рассказал отец Климент.
Он отметил, что на рубеже веков, когда казалось, что местный рок-клуб стоит на пороге творческого прорыва, мало кто из тусовки осознавал, что скоро всё закончится. Однако именно тогда из города уехали группа «Тандем» и известная исполнительница Олеся Ляшенко, предпринял попытку покорить Москву Иван Панфилов.
Татьяна Каркавина говорит, что, когда рок-волна во Владивостоке в нулевые пошла на спад, подхватить её оказалось некому: те, кто мог это сделать, «смотрели уже куда-то в сторону Москвы».
«В BSB всегда был запрет играть кавера, и это очень дисциплинировало музыкантов. А когда люди поняли, что этим можно зарабатывать, не обязательно параллельно работая на шиномонтаже, то все стали преследовать свои личные интересы. Соответственно, ушла душа, ушла одухотворённость, появилось желание колбасы», – рассказала бывший арт-директор клуба.
Подводя итоги встречи, её модератор и искусствовед Светлана Руснак отметила, что цель будущей выставки в «Артэтаже» – запечатлеть уникальную модель музыкальной индустрии, которая создавалась во Владивостоке ещё в те времена, когда он был закрытым городом. По замыслу организаторов, это поможет нарастить местный «культурный слой» и в том числе мотивировать молодое поколение музыкантов оставаться в Приморье.
Выставка с рабочим названием «Рок во Владивостоке» откроется в «Артэтаже» 1 ноября и продлится месяц.