С недавних пор уличных гитаристов-любителей, которых всегда было много в центре Владивостока, сменили профессиональные музыканты. Теперь на набережной и владивостокском Арбате можно послушать скрипку и даже саксофон, а гитаристы выступают с бэк-вокалом и мощными колонками. Корреспондент Новостей VL.ru прогулялся по центру города и узнал, что заставляет профессионалов выступать на улицах.
Вечером, а в выходной день и пораньше, после обеда, идёшь по Владивостоку и выбираешь, чей концерт будешь слушать. Тут на виолончели играют музыку из «Властелина колец», через несколько шагов исполняют под гитару песню «Мумий Тролля», ещё чуть дальше рок-группа поёт Sweet dreams (Are made of this), да так, что разницы с зарубежными исполнителями не слышно. Арбатом сцена не заканчивается. Музыканты обосновались и вдоль моря на набережной Спортивной гавани, и на Светланской, и в подземных переходах. Для кого-то из них это единственный заработок, для других – хобби, для третьих – возможность заявить о себе и привлечь свою аудиторию.
Виолончелист: «Надо соответствовать инструменту»
Михаил Куянов приходит по вечерам на Арбат с виолончелью. Одет он всегда, как для концерта: даже жарким летом на нём классические брюки, рубашка и жилетка, в более прохладное время – пиджак.
«Ещё Лещенко говорил, что встреча со зрителями – это всегда праздник. Джо Дассен всегда был в белом костюме. Ну я не Джо Дассен, к сожалению, но думаю так же. Инструменту-то надо соответствовать», – объясняет Михаил.
Музыкант достаёт из чехла виолончель, настраивает пульт управления звуком и колонки-усилители, ставит большой кувшин для пожертвований, а рядом на подставку для нот – листок с контактами и реквизитами для денежных переводов. И начинает играть. В процессе он не смотрит на людей, не кивает за пожертвования, редко и мало разговаривает: он полностью погружён в игру. «Он похож на итальянского музыканта», – комментируют зрители. Некоторые из них приходят сюда специально, чтобы послушать уличного виолончелиста.
Михаил с детства мечтал играть на виолончели, но начал учиться только в 26 лет. А до этого были фортепиано, саксофон, гитара, этнические инструменты.
«Мама у меня музыкант, педагог, пианистка. Она меня посадила за фортепиано в детстве, но не прижилось. Сколько мне лет было? Мало, наверное, шесть, – вспоминает Михаил. – В 90-е годы она мне дала саксофон. Я год прозанимался и бросил. А в 16 лет, как любой нормальный парень, взял в руки гитару. Три года я перебирал струны. Теории, конечно, ноль, и в результате никакого роста. Потом играл на этнических инструментах, духовых, на губной гармошке. В общем, дурью маялся. И вот в 26 лет осуществил давнюю мечту – виолончель. Два года занимался с педагогом, потом поступил в музыкалку и тоже за два года экстерном окончил. И в 28 решил, что буду плотно заниматься. Сам для себя».
Сейчас музыка для Михаила – основная деятельность и заработок, но на работу он ходит только в хорошем физическом и душевном состоянии. И всегда вечером, ведь люди днём обычно спешат по своим делам. Он называет себя свободным художником, выступает на свадьбах и в ресторанах, но мечтает собирать стадионы. А в ближайших планах Михаила создать музыкальный коллектив.
Но пока большую часть тёплого времени Михаил – уличный музыкант, и профессия эта со своими особенностями и сложностями. Музыкантам приходится договариваться о месте с конкурентами или успевать занять «своё» насиженное. А ещё нужно понравиться местным жителям.
«Рядом с местом, где я сейчас играю, – рассказал Михаил, – живёт бабушка, которая в принципе не любит музыкантов. И она всех гоняет, но меня – меньше других. Она была бы рада, если бы и меня не было. Но я для неё – наименьшее неизбежное зло».
В разное время Михаил выступал в Биробиджане, Иркутске, Красноярске, Екатеринбурге, Казани, Москве, Ростове, Благовещенске. Во Владивосток он обычно приезжает на сезонную работу: спрос на музыку здесь намного больше, чем в родном Комсомольске.
В этом году Михаил вернулся домой и сразу столкнулся с большими трудностями. В день приезда сгорела студия, расположенная на втором этаже его дома. Создавал её Михаил как концертное пространство для всех любителей музыки, планировал вести джазовые вечера. Сейчас он занимается восстановлением и просит о посильной помощи всех неравнодушных.
Саксофонист: «Я же не гаммы гоняю, а играю мелодии»
Почти каждый тёплый вечер на своё привычное место напротив спорткомплекса «Олимпиец» выходит саксофонист Александр. Его мелодии разносятся во все стороны набережной, гуляющие часто останавливаются рядом, занимают лавочки, садятся за столики у кафе «Клёв» и слушают. Александр – профессиональный музыкант, работает в ресторанах, на корпоративах и праздниках. А поиграть на улицу выходит для души.
«На улице более приятно работать, потому что люди гуляют, прохаживаются, отдыхают. А публика в ресторанах – это жующие люди. Они заняты поеданием чего-либо, а музыка играет фоном», – рассказывает саксофонист.
Родился Александр в Хабаровске, играть учился в музыкальном училище. И настолько давно живёт во Владивостоке, что уже считает себя местным. Как рассказывает о себе музыкант, возраст у него предпенсионный, живёт он уединённо, раньше выступал в барах «Контрабанда» и «Синкопа», но сейчас и туда выходить перестал. Выбирая место для игры, Александр предпочёл более тихую Набережную шумному молодёжному Арбату.
Самым трудным в своей работе Александр называет приморскую погоду. «Это вам не Рио-де-Жанейро, – усмехается он. – В плохую погоду и удовольствия от себя никакого, да и народ пробегает мимо, потому что неуютно стоять и слушать». Да и саксофон на холоде и ветре меняет звучание. Поэтому Александр почти не пропускает солнечных тёплых дней – играет репертуар, в котором уже больше 200 мелодий.
Горожане с благодарностью принимают музыканта, проблем со слушателями у него почти не бывает. Иногда люди сомневаются, что инструмент настоящий и звук живой, и даже пытаются проверить, не под фанеру ли он играет, тянут руки к саксофону. Но в основном его уже знают и просто приходят на вечернюю музыку и по желанию оставляют деньги.
«Я достаточно профессионально исполняю, поэтому нарекания тут какие могут быть? Народ, в общем-то, благожелательно относится, потому что, чтобы на таком уровне музыку послушать – это надо куда-то идти, покупать билеты, сидеть, а тут им, пожалуйста, вот».
Выступления на улице для Александра – дело для души, занимается он ими, когда настроение хорошее. Так получается и другим радость принести.
«Всё должно быть в удовольствие, а если заставлять себя – это уже принудиловка и работа. А для удовольствия – настроение хорошее, поехал поиграл, приподнял настрой себе, приподнял народу. А потом, духовой инструмент он же такой: неделю не позанимался – это месяц не позанимался. Поэтому надо себя поддерживать. Я даже зимой, когда никуда не езжу, дома сижу, что-нибудь поигрываю. Соседям нравится. Я же не гаммы гоняю, а играю мелодии».
Христианский певец: «Я раньше боялся христианские песни играть»
Встречаются на улицах Владивостока и служители идеи. Студент Богдан играет на гитаре и поёт христианские песни. Он родился в христианской семье, так и относится к миру.
«Меня с детства воспитали так. Когда ты замечаешь в жизни что-то, кроме материального, понимаешь, что это работа Бога. Но очень часто люди её не замечают или игнорируют, списывают всё на случай», – делится он.
Встретить Богдана можно в разных местах вдоль моря – где место свободное и людей больше, там он и останавливается. Играть на гитаре он учился сперва с учителем, потом самостоятельно. На улицу выходит в свободное от учёбы время, чтобы немного подзаработать и рассказать через песни о том, во что верит.
«Я раньше боялся христианские песни играть, но потом, когда попробовал, понял, что люди на них почти так же, как на обычные песни, реагируют. И деньги тоже дают», – рассказал Богдан.
Художник-гитарист: «Два дела совпало»
В начале Спортивной набережной у стены с картинами на гитаре играет Юрий Платонов. Основная его профессия – художник, но уже три года он не только пишет картины, но и поёт для людей. На голове у Юрия кепка, в которой он раньше ходил на выставки и благодаря которой художника узнавали в городе. И сейчас это неотъемлемая часть его образа.
«У меня два дела совпало. Одно разряжает другое. Сейчас с портретами слабо дело идёт. Если один нарисует, это, считай, повезло. Раньше мы много работали на портретах. А музыка, она как-то скрашивает. Ну она же для души, правда».
Поёт Юрий романсы – непрофессионально, но очень душевно. Чем и задевает души не только соотечественников, но и китайских туристов: в его коробке юани появляются регулярно.
«У меня раньше некоторое предубеждение было против китайских туристов. Но они сыплют мелочь, так, понемножку, а бывает, сотню кинут, юани попадаются. А если много китайцев пройдёт, они больше наших накидают».
Работает Юрий 4-5 дней в неделю. По его словам, петь по четыре часа в день – это совсем не простое занятие, на это необходим большой запас прочности: и для голоса тяжело, и пальцы у музыканта стёрты. Другая сложность такой работы – договориться с торговцами, которым не нравится соседство с музыкантами. И ещё – уберечься от агрессивных и неадекватных людей. Такие бывают редко, но бывают. А конкуренция его совсем не беспокоит.
«На самом деле сейчас какой-то бум музыкальный во Владивостоке. Сколько людей с гитарами, молодёжи. Вечером идёшь по Фокина, там через каждые 15 метров группа, только им уже места не хватает. Музыкальная тема как бы воспряла. Но конкуренции у нас нет, мы не мешаем друг другу, близко не садимся. Тем более у нас разные песни. То, что я пою, здесь едва ли кто ещё исполняет».
Скрипач: всегда в дороге
Со скрипкой и звукоснимателем путешествует по городам Кристиан Белоу. На вид ему около 20 лет, и весь его образ окутан тайной.
«Имя я сам себе придумал, – нехотя говорит Кристиан. – Потому что в моём паспорте указано неверное. Родители были, но не сложилось».
Музыке он начинал учиться в Москве, а продолжил в Комсомольске-на-Амуре. Путешествует по городам Кристиан уже три года, нигде не останавливается надолго. И основной способ его заработка – играть на скрипке.
Гитарист: «Скачать «минус» и спеть под него – это фуфло»
На улицах города много, очень много гитаристов. Дмитрий Красников играет на Арбате. Исполняет он и русский рок, и джазовые композиции, и зарубежные хиты. Вокруг него собираются зрители, очарованные его харизмой, подходят поговорить и поблагодарить и всегда получают тёплый ответ.
«Я никогда не работаю ни под «плюсы», ни под «минуса», – рассказал Дмитрий о своём подходе к выступлениям. – Только вживую. Всё остальное, я считаю, это не музыка, это не то, что ты сам делаешь. Скачать «минус» и спеть под него – это фуфло».
Учился Дмитрий много и в разных местах, в том числе брал мастер-классы в филармонии и в академии искусств. За последние пять лет он собрал несколько музыкальных коллективов. А сейчас чаще исполняет сольно авторские сочинения и интерпретации на популярные песни и в дуэте – больше заграничную музыку. У Дмитрия есть своя студия обучения игре на гитаре и вокалу, ученики и авторские методики. Выступает он на корпоративах, концертах, фестивалях – самостоятельно и в составе разных групп. И продолжает «стритовать» – именно таким словом называют выступления музыкантов на улице за деньги.
«Я люблю музыку, поэтому выступаю на улице, – рассказал музыкант. – А ещё я себя продаю таким образом. И здесь, по секрету, тоже деньги зарабатываются. Иногда и неплохие, я бы сказал. Ну плюсом это прокачивает: поработав на улице, ты сможешь работать с любой публикой, с любой аудиторией».
Точные суммы, которые можно заработать, выступая на улице, Дмитрий, как и другие музыканты, не называет, но намекает, что обычно они пятизначные: «Бывает меньше, бывает и ничего. Это улица, тут как играешь, так и получится», – комментирует он.
Пианист с собакой: «Я человек стеснительный»
Уже много лет у подземного перехода на Светланской звучит синтезатор. Александр, играющий на нём, самостоятельно освоил этот инструмент, как и аккордеон, блокфлейту и пианику, и с 2012 года продолжает стритовать. Сейчас в копилке музыканта 54 мелодии, и он продолжает набирать репертуар. Другой работы у музыканта нет, поэтому почти каждый день он приезжает из Артёма, где снимает квартиру, в центр Владивостока, даже зимой.
Рядом с музыкантом всегда сидит красивая овчарка. Правда, с недавнего времени не та, которая сопровождала его долгие годы.
«У меня была другая собачка, – рассказал Александр. – У неё был сахарный диабет, и она ушла 15 января. Сейчас у меня две собачки. Одну я возле магазина подобрал, но у неё сложный характер, он даже за территорию не хочет уходить. Я хотел овчарку и завёл».
За многие годы игры на улице случалось разное. Иногда приходилось сталкиваться с негативом людей, оскорблениями и агрессией. Раньше музыканту даже приходилось носить газовый баллончик и однажды его применить. Но есть и позитивные моменты: благодарные слушатели и деньги дают, и хорошие слова говорят. Но всё же такая публичность не всегда комфортна для Александра:
«Я человек стеснительный, и меня, бывает, немножко смущает, что я здесь у всех на виду».