На улице Архангельской во Владивостоке теперь есть Туманная аллея – идея жителей Патрокла победила в конкурсе инициативного бюджетирования «Твой проект», и в итоге тут появилась интересная дорожка-змейка, лавки и качели, а также освещение. И это успешный пример, когда местные жители меняют окружающую среду к лучшему. Причём самым сложным для её авторов оказалась даже не разработка концепции будущего пространства, а голосование. Но всё получилось – «аллею» поддержали 1539 человек и построили в срок.
Улица Архангельская расположена на склоне сопки в высокой точке микрорайона Патрокл. С крутого косогора виден частокол многоэтажек, что пониже. Два 24-этажных корпуса дома № 29 сдали в 2022 году, и до последнего времени из благоустройства здесь были две детских площадки плюс автопарковка. Теперь на месте былого пустыря – ещё и Туманная аллея. Название не только поэтичное, но и правдивое.
– Здесь туманы часто – Патрокл ими славится, а мы ещё и наверху. Тут интересный вид, хоть и моря не видно, – говорит Яна Янеева. – И мы хотели прогулочную аллею с видом на район.
До переезда на Архангельскую Яна жила рядом, на Сочинской, и входила в правление товарищества собственников недвижимости (ТСН). Впервые услышала о конкурсе, когда жители соседней Можайской выиграли площадку. Предложила председателю обустроить заброшенный участок. Тот говорит – некогда этим заниматься, хочешь, делай. Она и сделала с соседями. Проект назывался «Сочинский оазис». Тоже правдиво – среди вечной стройки он так и смотрелся. Проект был реализован, и на Архангельской пошли по уже протоптанной дорожке:
– Мы с Полиной Павловой вошли в совет дома. Здесь гулять негде. Не идти же на детскую площадку? Я Полине рассказала, что набирают заявки на конкурс – а у нас рядом пустырь в мусоре…
Для заявки написали текст, нарисовали, что нужно… Всё делали сами, как могли. Обозначили мероприятия, есть такой пункт – деревья, скамейки, освещение. И подали заявку.
– Податься на конкурс – не проблема. Если есть идея, ради бога. Заходишь на сайт инициативного бюджетирования Приморского края, проходишь регистрацию через Госуслуги, отправляешь заявку как частное лицо. Любой может, даже жить в этом доме необязательно, – говорит Полина Павлова.
Это был 2023 год. Потом ждали, когда проект пройдёт технический анализ. Есть ряд условий – в частности, проект не может быть дороже трёх миллионов и тридцати тысяч рублей. Земля должна быть муниципальной, как на Архангельской. Или собственник пишет гарантийное письмо о передаче земли в муниципальную собственность. Ещё важно, чтобы проект не нарушал градостроительные планы на участок.
Технический анализ архангельцы прошли, получили подтверждение. А потом началась борьба за каждый голос. Голосуют люди через Госуслуги – то есть не просто зашёл, нажал «поддержать проект», и дело сделано. Каждый проходит авторизацию, в огромном списке находит нужное и тогда уже с полным основанием его поддерживает.
– Боролись за каждый голос, это было самым тяжёлым, – считает Полина. – Конечно, на аллею может прийти любой, но ближе всего к ней первый и второй корпуса – это в общей сложности 500 квартир. То есть больше тысячи жителей. Мы развешивали везде объявления с QR-кодом и просьбой о поддержке. Подключили соседние дома, всех родственников, друзей и знакомых. У нас одна девушка-соседка в соцсетях пообещала выпить кофе с каждым, кто проголосует…
Ситуация осложнялась и тем, что архангельцы поневоле конкурировали с проектом ТОС «Патрокл-Сочинская» по уличному освещению. И жители микрорайона Патрокл склонялись к тому, что это нужнее.
– Мы потеряли поддержку района, – говорит Яна. – Но мы рассуждали так – освещение должно сделать государство. Да и трёх миллионов на освещение – мало.
Последние три дня голосования были очень нервными – архангельцы то проваливались, то уходили вперёд. Но всё-таки вошли в пятёрку. И проект по освещению – тоже.
После обнародования результатов все ждали постановления о выделении денег. Потом был звонок из администрации города – нужно обговорить на месте, что вы хотите…
– Благоустройство проводят по госзакупкам, и там тоже сложность – у нас ведь просто словами всё указано, а для того, чтобы поставили качественное оборудование, из хороших материалов, нужна смета, – объясняет Яна. – Город предложил нам для этого либо найти своего подрядчика, который потом поучаствует на общих основаниях в госзакупках, либо он предоставит своего.
Для архангельцев эта задача получилась со звёздочкой: «свой» так и не решился – составишь, потратишь деньги и силы и срежешься на госзакупках. Так что подрядчика предоставила администрация – Яна рассказывает, что смету они составляли с ним вместе:
– Доски – такой толщины, металл такой-то, куча подробностей. Ведь потом ничего не изменишь. Мы сразу сказали администрации, что будем контролировать весь процесс. А в госзакупках выиграл другой, не «наш» подрядчик – и не явился на подписание контракта… Мы испугались и расстроились: есть истории с выигранными, но нереализованными проектами – Чан, например.
Город предложил реализацию проекта компании, которая тоже участвовала в аукционе и дала цену чуть выше передумавшего победителя. Кроме Туманной аллеи, ООО «Владстрой» выиграло аукцион на благоустройство сквера им. Карла Жигура.
Сейчас архангельцы говорят – и не ожидали, что получится так хорошо. На месте пустыря – дорожка-змейка из шлифованного бетона, наземные фонари, качели, четыре полукруглые и прямые лавочки, озеленение. Осталось доделать стенд с правилами и познавательной информацией.
Яна с Полиной рассказывают – в самом начале, когда приезжала администрация, людей уверяли, что такая длинная «змейка» невозможна по техническим характеристикам. Только вдвое короче. Но у подрядчика получилось. И фонарей он поставил больше, чем по смете, – решил, что десять для такого пространства маловато.
– Всё, что мы хотели, получилось. На любое замечание приезжали, переделывали. И говорят – девочки, у вас трёхлетняя гарантия, в том числе по растениям. Обращайтесь.
Ландшафтную идиллию смазывает мусорка – огороженные синими металлическими листами контейнеры стоят в двух шагах. А должны быть не меньше чем в двадцати метрах от прогулочной зоны, говорит Яна:
– По проекту застройщик должен был поставить две мусорки, у каждого корпуса. А установил одну большую на два дома. Мы её год пытаемся перенести – никак. Мусор несётся по всему району, «гуляет» по муниципальной собственности, которую управляйка не обязана убирать – это за границами участка. Мы хотим, чтобы застройщик поставил две небольших мусорки, и не такого эконом-варианта. Ну и сдвинул от аллеи.
Вообще, на конкурс архангельцы подавали две заявки – одна была на установку лестницы. Но экспертиза сочла, что та дороже трёх миллионов. Люди хотят вернуться к этой истории в следующем году.
– Передохнём, и возьмёмся, – говорит Яна. – Подадимся с конкретными сметой и проектом – лестница стоит меньше. Нам нужен спуск с косогора вдоль верха подпорной стены – к будущей остановке.