Новости Владивосток

О музыке, концертах под солнцем и «эстрадных» временах: Приморской филармонии исполнилось 85 лет

Приморской филармонии в этом году исполнилось 85 лет. Старое здание в центре Владивостока, в котором она расположена, было построено ещё в 1903 году и изначально было «артистическим» – здесь получали прописку оперный театр, театр юного зрителя, краевой драматический театр имени Горького, а в восьмидесятом – концертный зал филармонии. Филармония – это в первую очередь классика, хотя здесь давно звучит не только она.

Филармония вчера

Художественный руководитель Татьяна Сергеева пришла в филармонию в 1986-м и видела её разной. Студентку-пятикурсницу Дальневосточного педагогического института искусств пригласили на должность музыкального редактора: «Меня попросили поработать недолго – лектором-музыковедом, потому что их не хватало. Я с неохотой пошла, а это продлилось долгие пятнадцать лет. Мне это очень нравилось».

У Татьяны Сергеевой был перерыв в отношениях с филармонией – уходила в управление культуры региона: «Проработала там полгода. Меня директор ждал обратно – говорил, она вернётся. Я вернулась. Не смогла – чиновничья работа, хотя и здесь бумаг достаточно. Но мне не хватало общения с людьми, с музыкой, нужно было выходить на сцену, создавать программы. От этого уже не откажешься никогда».

Если коротко, лектор-музыковед – это ведущий программ. Но не конферансье, который веселит публику. Это просветительство – рассказываешь о композиторе, музыке, произведениях. Татьяна Сергеева говорит, что сегодня в филармонии, и не только в ней, специальность стала синтетической. Лекторы-музыковеды работают в детских музыкальных спектаклях, в сказках и даже поют – все ведь всё равно музыканты. Пишут сценарии, ведут официальные мероприятия. И перед виртуальными концертами в филармонии звучит слово музыковеда. То есть умеют всё:

«Это ведь старинная традиция, достояние русской культуры. Великие музыкальные критики Стасов, Серов – их слово всегда звучало перед концертами. Такое правило сохранялось и в Советском Союзе. Это было замечательно. Правильно говорят – музыку надо слушать, не нужно о ней говорить. Конечно. Но людям, пришедшим впервые, нужно попытаться что-то подчеркнуть в том или ином произведении, облегчить восприятие. Это важно. И наша филармония никогда от этого не отходила».

О девяностых, которые принято ругать, Татьяна Сергеева вспоминает только хорошее: «Я, наверное, удивлю, но для меня и многих коллег это был самый счастливый период. В первую очередь в плане творчества. Вот не поверите, оно настолько было активным, неугасающим, мы не сидели и не страдали даже в финансовом плане. Сегодня как раз вспоминали это время с музыковедом Тихоокеанского симфонического оркестра Натальей Онищенко. Оркестр тогда не был в штате филармонии, но мы тесно соприкасались. У них были проблемы с работой – большой коллектив, большие залы, организовывать концерты сложно. А вот мы как-то мобилизовались – не помню, чтобы было какое-то безумное безденежье».

Директором и художественным руководителем тогда был Олег Львович Грязин. Филармония организовывала небольшие музыкальные лектории, работавшие по всему Приморью. Это были детсады, школы. Работали, делали программы, которые соответствовали программам таких школьных предметов, как история и литература. «То есть крутились и вертелись, – говорит Татьяна Сергеева. – Не поверите, но я кормила всю семью, у меня был маленький ребёнок. Мы получали поконцертно, за число концертов. Старались больше делать музыкальных абонементов, всевозможных детских программ – и сказочных, и просветительских. Всё бурлило и работало. И особенно в крае – где я только не была».

Конечно, то, что было в молодости, кажется лучшим. Но в ту пору было достаточное разнообразие по жанрам и стилям творческих коллективов. В 80-90-е работал камерный хор «Кантабиле». Был камер-квинтет «Ориент». Филармония тесно взаимодействовала с институтом искусств – здесь работала и играла вся профессура.

«Не хочу сказать, что сегодня мало коллективов. Появились такие, которых не было, наш бывший директор только мечтал об этом. Но тогда, наверное, мы более активно работали в самых отдалённых уголках края. И занимались детьми – от малышей до самого старшего поколения. У нас и сейчас есть детские программы, но больше просветительского плана».

Филармония сегодня

Уже 33 года филармония проводит фестиваль классической музыки «Дальневосточная весна». А фестивалю «Тихоокеанский симфонический оркестр – детям» вообще больше полувека. Он проходит один день, первого июня, и здесь солируют ученики дальневосточных школ искусств и музыкальных школ. Ещё раз в два года проводится фестиваль культуры стран АТР.

Здесь два оркестра. Тихоокеанский симфонический старше филармонии – в следующем году ему исполнится 90 лет. Оркестр работал при Приморском радиокомитете, а в состав филармонии вошёл в 2004 году. Второй оркестр, эстрадный, создан в 2014-м на базе губернаторского духового.

Ещё есть ансамбль русских народных инструментов, струнный квартет и, конечно, солисты. Штатная численность филармонии – 193 человека, фактическая – 186. Плюс приглашённые артисты – их зовут на определённые концерты. Но кадровый голод всё-таки присутствует.

Виктория Кочеткова рассказывает, что «духовники» – играющие на духовых инструментах музыканты – в стране считаются чуть ли не вымирающим видом. Не хватает и «народников» – тех, кто играет на народных инструментах. Филармония берёт выпускников из колледжа и института искусств, ищет по всей России. Отбор достаточно серьёзный:

«У филармонии соответствующая планка. И специалисты должны быть высшего уровня».

…Музыканты начинают двигаться к этой планке рано. В большом зале, который утром обычно пустует, поёт труба. Музыкант играет не на сцене, а за кулисами. Познакомились – Вадим Воронов учится в музыкальной школе и иногда играет с Тихоокеанским симфоническим. Работал в совместном концерте, когда приезжал оркестр из китайского Шэньяна. Вадим совсем не смущается: попросили журналисты сыграть – вышел на авансцену, и по залу поплыл живой звук. Он допускает, что придёт сюда работать, но учиться дальше хочет в Москве.

Джаз в Приморье

Ноябрь – месяц, когда здесь «ложи блещут» в режиме нон-стоп: Международный джазовый фестиваль длится почти три недели. Наверное, это самый яркий и праздничный проект, когда Владивосток принимает певцов и музыкантов со всей России. Но фанатов «музыки свободы» и в городе хватает: есть люди, которые оформляют отпуска, чтобы ничего не пропустить – концерты, мастер-классы, творческие встречи.

Филармония живёт этим фестивалем почти круглый год: заканчивается один – готовятся к следующему. В этом ноябре фестиваль собрал всех в 21-й раз – он стартовал в 2003-м, и ежегодно его посещают до пяти тысяч человек.

Формирование фестивальной программы начинается с заявок. Их больше чем достаточно – о «большом сборе» знают по всей стране. Главный критерий – высокая исполнительская планка, тогда тебя возьмут и «без имени». Да, здесь ценят звёзд, но многие начинают путь к славе именно отсюда. Потом формируют сбалансированную повестку: разные инструментальные составы, разные исполнители.

«Это не только саксофон и афроамериканская певица, – говорит помощник художественного руководителя филармонии Ольга Седова. – И хорошо бы показать этот мир многоликим. Поэтому приезжают такие молодые команды, как «ЛРК Трио». Их экстремальный джаз не каждому понятен, но эти российские парни популярны во всей Европе».

В последние годы филармония настойчиво поддерживает приморских джазменов, двигает их – если считает, что это люди талантливые, упорные, готовые много работать. Ольга Седова вспоминает, как несколько лет делили концерты на два сета: первый – приморский, второй – хедлайнер:

«Может, решение и спорное – мы как будто не оставляли публике выбора. Но у ребят была возможность работать на одной сцене со звёздами, тянуться до них, показать себя. И приморских музыкантов узнала вся Россия».

А потом приморским джазменам стали отдавать целые дни. Конечно, рисковали, переживали, чем это закончится, пойдёт ли публика:

«Публика пошла, и мы поняли, что практика двух сетов сработала. Приморских джазовых музыкантов теперь знают, они собирают полные залы».

А в этом году целый день концертов отдали Уссурийскому суворовскому училищу – оказывается, там крепкий биг-бэнд, и воспитанники играют классический джаз. И это тоже одно из открытий филармонии. Её директор Виктория Кочеткова признаёт, что поначалу вовсе не была фанатом джаза:

«Но, когда пришла на концерт Игоря Бутмана, услышала звучание – и влюбилась в джаз. Я слушаю и переслушиваю все концерты. Еду в машине – у меня играет джаз».

Эстрадный оркестр Приморской филармонии под руководством Дмитрия Бутенко
на закрытии Международного джазового фестиваля в 2019 году

Фестиваль пятый год поддерживает целевой субсидией минкульт региона, появилась возможность приглашать звёзд: если это мировой уровень, то и гонорар соответствующий. Хотя, конечно, джазовая история не только про деньги – она про праздник, когда собираются «все свои». А своих, оказывается, тысячи.

Трудные времена

Ольга Седова работает здесь с 2012-го, застав момент, когда во Владивостоке открывался Театр оперы и балета. Для филармонии это было сложное время – в театр перешли многие музыканты, менялись дирижёры. Коллектив пришлось собирать заново. Сегодня, если нужно, и представители оркестра филармонии участвуют в постановках театра, и театральные музыканты сотрудничают с филармонией. Всё выровнялось.

Но самым тяжёлым испытанием стала пандемия. Сначала учреждение было вообще закрыто – концерты шли онлайн на специальном канале. Выпускали в эфир программы – чтобы ни музыканты, ни зрители не остались без музыки. Делали даже караоке, дающее возможность петь с артистами филармонии.

Это время до сих пор вспоминают с неохотой – жизнь взаперти, когда работаешь для публики, стала серьёзным стрессом. Потом залы наполовину «приоткрыли», и зрители сидели через кресло друг от друга. А когда всё кончилось, выяснилось, что люди отвыкли – полный зал получили лишь спустя время. Ольга Седова вспоминает – было великое счастье, когда музыканты и певцы стали выходить на сцену:

«Для них музыка – это воздух. И не дышать было очень тяжело. Я помню счастливые лица, когда все встретились. Зрители и артисты. Это, конечно, было классно».

Концерты в филармонии в 2020 году, несмотря на пандемию, всё-таки проходили

Деньги

Филармония – учреждение государственное, подвед краевого министерства культуры и архивного дела. Работает строго по концертному плану, хотя не без исключений. Если поступает запрос – нужно, например, в течение месяца сформировать программу и отправиться в Китай – делают и едут. План плотный, на год по государственному заданию – 350 концертных программ на стационаре, 30 гастролей и 11 выездов. Если разбросать на 365 дней – получается, мероприятия ежедневные. Под это и выделяется бюджет. 

За последние 10 лет филармония пережила несколько «бюджетных» скандалов. В 2014-м после увольнения Алексея Макаренко учреждение оказалось без звукового и светового оборудования, которое не значилось на балансе учреждения, а принадлежало Макаренко. Следующая директор Валерия Заруцкая уволилась по собственному желанию в 2016-м, а после её судили за поездку в Нью-Йорк на бюджетные деньги. Пост приняла Анна Алеко, которую сейчас судят за получение взяток за покровительство поставщикам музыкального оборудования.

Виктория Кочеткова возглавила филармонию четыре года назад и считает, что в этой должности «всё зависит от человека: «К нам приходят с проверками, вопросов нет».

Филармония сегодня выглядит ухоженной – начиная с касс и заканчивая большим залом. Есть ещё малый, очень камерный – здесь такие концерты и проходят. В большом зале хотят поменять кресла – они обязательно будут бордовыми, в стилистике филармонии. Здесь стараются поддерживать и сохранять изначальный стиль старых театров – классический, сдержанный, аристократичный. В декабре откроют кафе – сюда для этого зайдёт арендатор.

«Может, и нескромно, но у нас самая красивая сцена в крае, – говорит Виктория Кочеткова. – И здание красивое, памятник истории. Когда к нам приезжали гости ВЭФ, остались под большим впечатлением».

Сколько работает артист

Творческий коллектив филармонии разновозрастной. На репетиции симфонического оркестра – и совсем молодые, и намного старше, и это смотрится очень органично. Здесь нет балетных жёстких рамок, хотя и там они размываются. Если ты в хорошей творческой и физической форме – пожалуйста, работай. Ольга Седова говорит – пока вокалист в форме, он поёт:

«Вот у нас Светлана Ивановна Соколова, заслуженная артистка России. А сейчас она педагог по вокалу. Мы не прощаемся с артистами, они работают, пока могут профессионально это делать».

Как правило, человек сам принимает решение – когда перестаёт себе нравиться, когда не чувствует былой отдачи от публики. Артисты – люди с тонкой кожей: «Каждому очень сложно уйти со сцены. Это тяжёлый переход – когда меняешь репертуар или работаешь где-то рядом, но уже не поёшь. Но всё-таки у них остаётся большая артистическая жизнь».

Виртуальный концертный зал

Виртуальный концертный зал здесь открыли восемь лет назад. Это Всероссийский проект, позволяющий слушать концерты в режиме онлайн и в записи. Люди покупают билеты, усаживаются в большом зале в бордовые кресла, смотрят на огромный экран и слушают музыку.

Чем это лучше родного дивана и телевизора? Во-первых, люди слушают музыку в красивом зале, ни на что не отвлекаясь – здесь только они и музыканты. Во-вторых – отличная картинка, высочайший уровень исполнения и непосильное телевизору отличное звучание. Плюс чувство сопричастности – ты видишь «в моменте» происходящее в той же Москве.

Виртуальные залы есть в Арсеньеве и Лесозаводске, а в декабре откроют в Уссурийске. Филармония стала для них проектным офисом. То есть это некий сервер, где всё собрано, и откуда контролируют работу по краю. Филармония может транслировать муниципалам и свои концерты – ту же «Дальневосточную весну».

Другие залы, другие сцены

Конечно, своими залами филармония не ограничивается – артисты и музыканты часто работают на других площадках.

«Мы как универсальные солдаты, где только не выступали, – рассказывает Виктория Кочеткова. – Поле, палуба, поселковая сцена. У нас очень хорошее оборудование. На выезды по краю заказываем фуры и везём всё, даже стулья для оркестра. А если говорить про стационар – во Владивостоке оборудование высшего уровня».

Кроме исполнительского мастерства, люди в глубинке теперь могут оценить живой звук. Вообще, это главное правило филармонии – всё вживую. В последние годы в край стали ездить большим составом, вместе с оркестром. Выезды нелёгкие – и организационно, и материально, но филармония на это идёт. В муниципальных образованиях билеты стоят по-разному – потому что платёжеспособность неодинакова. Районный центр это одно, посёлки – совсем другое.

Что касается больших концертов на выезде – это в первую очередь концерты Тихоокеанского симфонического в рамках Восточного экономического форума. В этом году были выступления на центральной площади и главной сцене на Русском острове. Плюс открытие, которое проходило в филармонии. Такое требует серьёзной оргподготовки, но всего не предусмотришь. На Русском шёл проливной дождь. До назначенного часа закончился, но нужно было успеть всё настроить, хоть немного порепетировать и как-то уберечь от влаги оборудование и инструменты. Все очень нервничали, но концерт получился – это почувствовали и музыканты, и зрители.

Певица Амария выступала под аккомпанемент симфонического оркестра филармонии
на концерте «Владивостокские сезоны» в рамках ВЭФ-2023

В филармонии хотят придумать фестиваль на открытом воздухе. В той же Омской филармонии, например, устраивают симфопарки, где классика звучит под солнцем, среди зелени. Когда-то оркестры играли в парках, это было обыденностью. Виктория Кочеткова из Партизанска и хорошо помнит, как с родителями слушала в парке музыку. Но во Владивостоке с его сыростью нужно хорошенько всё продумать.

Сейчас у филармонии развиваются отношения с Китаем. В июле заключили соглашение с Шэньянской консерваторией, дали три больших совместных концерта. Приморцы выступили в Китае, а потом 35 музыкантов Северного Шэньянского оркестра приехали во Владивосток.

«Они успели сыграться в Шэньяне, здесь было уже проще, – говорит Виктория Кочеткова. – И тоже, как на концерте в Китае, два дирижёра работали одновременно – на последнем номере, обнявшись, дирижировали как одно целое. Это было незабываемо».

Тихоокеанский симфонический выступал и на российско-китайской выставке ЭКСПО в Харбине. Он работал вместе с ребятами из колледжа искусств – у тех были народные инструменты и русские песни. Всё прошло отлично. Теперь директор думает – неплохо сделать небольшой хор при филармонии…

В сентябре, когда окончательно верстают новогодние мероприятия, от китайской стороны пришло колоссальное число приглашений – приезжайте. Классика там в почёте, и китайцы любят наш Тихоокеанский оркестр.

Звуки музыки

Конечно, в филармонии царит классика. Но она давно не в одиночестве, да и классика бывает разной. Есть эстрадные и шоу-программы. «Музыка Голливуда», которую делает симфонический оркестр, – всем топам топ. У симфонического оркестра есть программа по мотивам аниме и видеоигр. Здесь много лет устраивают «Голубой огонёк». А эстрадный оркестр освоил чуть ли не все музыкальные направления – даже с представителями хип-хопа работает. На шоу-программу «Бродвей vs Голливуд. Лучшее» очень трудно купить билеты. У публики появились любимые артисты – люди приходят специально на них.

Основная задача любой филармонии – приобщать людей к классической музыке, сделать так, чтобы люди любили её и понимали. Но музыка бесконечна. Она разная. И филармония следует за ней.


Обсудить в Telegram
Большой зал филармонии — newsvl.ru Зал отлично оснащён технически — newsvl.ru Здание построено в 1903 году — newsvl.ru Оркестр был организован при Приморском радиокомитете в 1935 году — newsvl.ru Костюмерного цеха тоже нет, и филармонии помогает Театр молодёжи – он в соседнем здании — newsvl.ru Электропианино в гримёрке — newsvl.ru Гримёрного цеха в филармонии нет – при необходимости мастеров приглашают  — newsvl.ru Вместимость зала – 114 человек  — newsvl.ru Артисты буквально в двух шагах от зрителей, так что всё прекрасно видно и слышно — newsvl.ru Виктория Кочеткова стала директором филармонии четыре года назад — newsvl.ru Помощник художественного руководителя Ольга Седова — newsvl.ru Филармония работает в этом здании с 1980 года — newsvl.ru Одна из гримёрок. Здесь же хранится часть костюмов — newsvl.ru Здесь артисты отдыхают и готовятся к выходу на сцену — newsvl.ru По крутой винтовой лестнице артисты спускаются из гримёрки в малый зал   — newsvl.ru Здесь дают камерные концерты, в частности, для ценителей романса — newsvl.ru Зрители хорошо знают артистов и нередко приходят на «определённое» имя   — newsvl.ru В декабре здесь откроется кафе — newsvl.ru Общая вместимость зала, включая балконы и бельэтаж, – 603 человека — newsvl.ru Вадим Воронов учится в музыкальной школе и иногда играет с Тихоокеанским симфоническим оркестром — newsvl.ru В будущем здесь хотят заменить кресла, оставив цвет прежним, в стилистике филармонии — newsvl.ru Глубина сцены – 13,4 метра — newsvl.ru Закулисье филармонии — newsvl.ru Оркестровый гонг — newsvl.ru Репетиция симфонического оркестра — newsvl.ru Коллектив филармонии разновозрастной — newsvl.ru В следующем году симфоническому оркестру исполнится 90 лет — newsvl.ru С 2004 года оркестр входит в состав филармонии — newsvl.ru Оркестр работает не только на основной сцене – он много гастролирует — newsvl.ru Ещё одна гримёрка — newsvl.ru План учреждения на год – 350 концертных программ на стационаре, 30 гастролей и 11 выездов — newsvl.ru Филармония – самая крупная концертная организация в Приморье — newsvl.ru Филармония – это в первую очередь классика, хотя здесь давно звучит не только она — newsvl.ru Входная группа — newsvl.ru Здесь стараются поддерживать и сохранять изначальный стиль старых театров – классический, сдержанный, аристократичный — newsvl.ru Место для будущего кафе — newsvl.ru Самым знаменитым кафе филармонии было легендарное Presto, оно работало с 2004-го по 2015-й — newsvl.ru Слева – кассы филармонии — newsvl.ru Концертный зал филармонии в историческом центре Владивостока — newsvl.ru Сейчас здесь принимают Международный джазовый фестиваль — newsvl.ru На сцене филармонии дали концерты тысячи коллективов и исполнителей — newsvl.ru Филармония считается концертной организацией высшего уровня — newsvl.ru Сегодня здесь работают около двухсот человек — newsvl.ru Филармония – учреждение государственное — newsvl.ru Фото предоставлено Приморской государственной филармонией — newsvl.ru Фото предоставлено Приморской государственной филармонией — newsvl.ru Фото предоставлено Приморской государственной филармонией — newsvl.ru Фото предоставлено Приморской государственной филармонией — newsvl.ru Фото предоставлено Приморской государственной филармонией — newsvl.ru Фото предоставлено Приморской государственной филармонией — newsvl.ru Фото предоставлено Приморской государственной филармонией — newsvl.ru Фото предоставлено Приморской государственной филармонией — newsvl.ru Фото предоставлено Приморской государственной филармонией — newsvl.ru
Большой зал филармонии — newsvl.ru Зал отлично оснащён технически — newsvl.ru Здание построено в 1903 году — newsvl.ru Оркестр был организован при Приморском радиокомитете в 1935 году — newsvl.ru Костюмерного цеха тоже нет, и филармонии помогает Театр молодёжи – он в соседнем здании — newsvl.ru Электропианино в гримёрке — newsvl.ru Гримёрного цеха в филармонии нет – при необходимости мастеров приглашают  — newsvl.ru Вместимость зала – 114 человек  — newsvl.ru Артисты буквально в двух шагах от зрителей, так что всё прекрасно видно и слышно — newsvl.ru Виктория Кочеткова стала директором филармонии четыре года назад — newsvl.ru Помощник художественного руководителя Ольга Седова — newsvl.ru Филармония работает в этом здании с 1980 года — newsvl.ru Одна из гримёрок. Здесь же хранится часть костюмов — newsvl.ru Здесь артисты отдыхают и готовятся к выходу на сцену — newsvl.ru По крутой винтовой лестнице артисты спускаются из гримёрки в малый зал   — newsvl.ru Здесь дают камерные концерты, в частности, для ценителей романса — newsvl.ru Зрители хорошо знают артистов и нередко приходят на «определённое» имя   — newsvl.ru В декабре здесь откроется кафе — newsvl.ru Общая вместимость зала, включая балконы и бельэтаж, – 603 человека — newsvl.ru Вадим Воронов учится в музыкальной школе и иногда играет с Тихоокеанским симфоническим оркестром — newsvl.ru В будущем здесь хотят заменить кресла, оставив цвет прежним, в стилистике филармонии — newsvl.ru Глубина сцены – 13,4 метра — newsvl.ru Закулисье филармонии — newsvl.ru Оркестровый гонг — newsvl.ru Репетиция симфонического оркестра — newsvl.ru Коллектив филармонии разновозрастной — newsvl.ru В следующем году симфоническому оркестру исполнится 90 лет — newsvl.ru С 2004 года оркестр входит в состав филармонии — newsvl.ru Оркестр работает не только на основной сцене – он много гастролирует — newsvl.ru Ещё одна гримёрка — newsvl.ru План учреждения на год – 350 концертных программ на стационаре, 30 гастролей и 11 выездов — newsvl.ru Филармония – самая крупная концертная организация в Приморье — newsvl.ru Филармония – это в первую очередь классика, хотя здесь давно звучит не только она — newsvl.ru Входная группа — newsvl.ru Здесь стараются поддерживать и сохранять изначальный стиль старых театров – классический, сдержанный, аристократичный — newsvl.ru Место для будущего кафе — newsvl.ru Самым знаменитым кафе филармонии было легендарное Presto, оно работало с 2004-го по 2015-й — newsvl.ru Слева – кассы филармонии — newsvl.ru Концертный зал филармонии в историческом центре Владивостока — newsvl.ru Сейчас здесь принимают Международный джазовый фестиваль — newsvl.ru На сцене филармонии дали концерты тысячи коллективов и исполнителей — newsvl.ru Филармония считается концертной организацией высшего уровня — newsvl.ru Сегодня здесь работают около двухсот человек — newsvl.ru Филармония – учреждение государственное — newsvl.ru Фото предоставлено Приморской государственной филармонией — newsvl.ru Фото предоставлено Приморской государственной филармонией — newsvl.ru Фото предоставлено Приморской государственной филармонией — newsvl.ru Фото предоставлено Приморской государственной филармонией — newsvl.ru Фото предоставлено Приморской государственной филармонией — newsvl.ru Фото предоставлено Приморской государственной филармонией — newsvl.ru Фото предоставлено Приморской государственной филармонией — newsvl.ru Фото предоставлено Приморской государственной филармонией — newsvl.ru Фото предоставлено Приморской государственной филармонией — newsvl.ru
Пришлите свою новость
Полная версия сайта